Сегодня не о месте Маршака в литературном мире прошлого века. Сегодня об одной из его сказок – «12 месяцев», написанной во время войны. В ней все ой как непросто, как оказалось. И обвинение в плагиате, и сложности создания, и попытка Уолта Диснея достучаться до Союза.
Маршак хотел на фронт. Только ему не дали, поскольку он мог помочь тем, что у него получалось лучше всего – журналистской и писательской деятельностью. Статьи, очерки, стихи он публиковал в различных СМИ, отправив семью в эвакуацию.
В 1942 году Маршаку написал письмо мальчик, который удивлялся, что детский писатель не пишет для детей. Время было не такое, чтобы для детей писать, ответил Маршак, но просьбе все же внял. И ночами придумывал сказку.
Есть два противоборствующих лагеря, спорящих о том, насколько оригинальна история, которую придумал Маршак. Одни говорят, что он списал ее со сказки (полулегенды) чешской писательницы 19 века Божены Немцовой «О двенадцати месяцах». Другие, в том числе и сам Маршак, уверяют, что прочитал он ее позже, и что сходства там меньше, чем повторов. Но, как мы уже не раз обсуждали, оригинальных сюжетов мало – существует несколько линий, которые писатели повторяют из романа в роман, из сказки в сказку, и с каждым годом все сложнее выдать что-то оригинальное. Но не будем об этом, поскольку до истины сейчас докопаться еще сложнее, чем при жизни Маршака.
«В легенде нет ни профессора, ни солдата. Есть только мачеха, дочка, падчерица и 12 месяцев (без четко очерченных характеров). Сложный сюжет пьесы ещё более отличается от сюжета сказки. Многое придумано заново (как, например, характеры действующих лиц, отношение Апреля-месяца к падчерице, ее героизм, вторая ее встреча с двенадцатью месяцами, превращение мачехи и дочки в собак, подарки месяцев, возвращение падчерицы домой и т. д.). Финал моей пьесы, скорей, в духе русских народных сказок («Морозко» и других)», – говорил Маршак.
Новый год – праздновать или запретить
Вернемся к сказке. С ней были сплошь сложности. Если помните сюжет, то действие происходит в новогоднюю ночь, с 31 декабря на 1 января. И это не просто так. Дело в том, что с 1935 года в Советском Союзе Рождество, которое праздновалось по сути вместо Нового года, было как бы упразднено. Все вы помните историю и отношение советской власти к религии. Елку ставить запретили уже давно, поэтому выросло целое поколение, которое не наряжало дерево раз в год. Представьте себе людей того времени – у них забрали «наработанный» годами сценарий празднования Рождества и дали непонятный Новый год. Это как если бы у нас сейчас забрали День победы и сказали: вот вам вместо этого, например, День России, давайте будем праздновать его. Абсурд.
Людям пришлось объяснять детям, что вместо колядок будут детские праздники по сценарию, будет Дед Мороз, которому нужно рассказывать стихи о елке. Тут на помощь и пришла сказка «12 месяцев», которую Маршак писал изначально адаптивно под сцену. Ее ставили множество раз, хоть впервые и не тогда, когда он хотел этого, а гораздо позже, аж в 1947 году, когда война уже закончилась.
В 1956 году по сказке киностудия «Союзмультфильм» сняла мультфильм. Но еще до этого сказку прочитал Уолт Дисней, он попытался связаться с правообладателем, но еще шла война, поэтому письмо попало к Маршаку только через 9 месяцев после отправки. Сложная советская система согласования привела к тому, что тот человек, который должен был выдать разрешение, так его и не принял – писатель зря прождал несколько часов в приемной. Поэтому мультфильма от Диснея по сказке так и не получилось. В итоге сказку узнали все именно по экранизации «Союзмультфильма».
Свадьба с Апрелем
«Я долго думал над финалом. Нельзя же было оставить падчерицу в царстве месяцев и выдать её замуж за Апреля-месяца. Я решил вернуть её домой — из сказки в реальную жизнь — с тем, чтобы все месяцы гостили у неё по очереди и приносили ей в подарок то, чем каждый из них богат (цветы, плоды и т.д.)».
Волшебство все же случилось. Маршак не просто так от имени Апреля подарил колечко девочке. Сначала он думал, что им – месяцу и падчерице – стоит пожениться в конце, но в итоге реализм возобладал. А уже позже, в 70-х, когда снималась экранизация сказки в виде фильма, актриса Наталья Попова (играла Падчерицу) вышла замуж за Андрея Босова (играл Апреля). Причем она была сильно загримирована и боялась, что актер полюбил ее героиню, а не ее саму. Но зря: они жили долго и счастливо.
По воскресеньям в блоге чопочитать выходит рубрика #история одного писателя с самыми разными рассказами о самых разных творцах. Подписывайтесь, чтобы не пропустить. И ставьте лайки, это делает мир добрее!