Мною уже описана история VII века, в ходе которой новообразованная великая Болгария в донских и приазовских степях была разгромлена Хазарским каганатом:
Тогда, в 670-е годы, часть во главе с Батбаяном, старшим сынов великого кагана Куврата, покорилась победителям, оставшись под их властью кочевать в кубанской степи .
Разные группы болгар во главе с сыновьями Куврата разбежались в разные стороны. Некоторые группы осели в Паннонии, в Трансильвании, одна даже дошла до Италии, где осела под властью лангобардских королей.
Но самыми важными и крупными, сумевшими положить начало государственным и национальным традициям, сохраняющимся до сего дня были два объединения - каганов Аспаруха и Котрага. Аспарух пришел на Нижний Дунай, а Котраг - на Среднюю Волгу, и оба основали там новые государства
Они получили в исторической литературе названия соответственно Болгария и Булгария, для того, чтоб было меньше путаницы.
И эти государства оказались гораздо устойчивее, чем просуществовавшая около 40 лет Великая Болгария. В чем же оказался секрет их нациетворческой способности? Надо заметить, что Великая Болгария была кочевым объединением, тогда как Волжская Булгария и Дунайская Болгария стали сложносоставными политическими и этнокультурными объединениями с значительным оседлым компонентом.
На Волге булгар встретили финнские племена и так называемая именьковская культура, которую многие исследователи связывают со славянами, и которые пришла в упадок задолго до этого времени. На Дунае - славянские племена, пришедшие туда столетием ранее - "семь славян" и севера, и коренное население - романизированные дако-фракийцы.
В обоих случаях случилась синергия - воинственные булгарские кочевники стали военно-политическим стержнем, элитой. Так что если сербы и хорваты сами по себе начали строить свою государственность столетием позже, причем первые века, особенно у сербов, она была слабой и неустойчивой, то болгары быстро построили могучую державу, ставившую в неудобное положение великую Византию.
А оседлое население придало новым государственным образованиям устойчивость, отличавшую обе Болгарии от недолго просуществовавших каганатов тюрок, уйгуров, кыргызов.
Подобная конструкция не была редкостью в истории кочевников. Тюркский каганат например быстро взял под свой контроль Согд (в Средней Азии), который был важным компонентом каганата. Но между тюрками и согдийцами различия оказались слишком резкими. А в Болгарии и Булгарии произошло слияние оседлых и кочевников в единые народы. Возможно, это связано с тем, что славянские, влашские и финнские племена гораздо меньше превосходили болгар по урвоню цивилизованными, чем согдийцы тюрок и тюргешей. При этом на Волге возобладал тюркский (огурский) язык кочевников, а на Дунае - славянский язык оседлых.