В военные годы людей из выжженных фашистами деревень переселяли на Кавказ. С детскими домами поступали так же. Но даже и не думали, что люди за спокойную жизнь на Кавказе расплатятся смертью.
Всё чаще слышат дети в детдоме о хлебном Кавказе, но продолжают свое жалкое существование в Томилинском детдоме. Началась война с едой совсем стало тяжко приходилось питаться и почками с деревьев и травой.
Когда было совсем тяжко продавались в рабство блатным или уркам, за кусок хлеба, на месяц или два. Братьям-близнецам Кузьминым - Кузьменышам было проще, они все делали вдвоем.
Кузьменыши не верили в Кавказскую удачу, так как понимали, первыми поедут блатные, со своими шакалами. Решили братья устроить подкоп под склад с едой.
Работа закипела, или упорство, или сильный голод не давали им опустить руки. Работали постоянно и днем и ночью, как только появлялось время. Сначала копали при свече, но потом не вытерпели и съели ее, дальше пошла работа при коптилке выжигающей глаза.
В самый ответственный момент, когда уже добрались до пола, подкоп рухнул. Приняли решение, спрятаться на Кавказе пока не дознались кто рыл. Узнают точно, нужно только время.
Привезли на станцию, а там детей из разных дет домов навезли. Взрослые и не знали что они между собой воюют, так бы ни за что в один вагон не посадили детей из разных мест.
В поезде ребята поняли как жестко их обокрал директор Томилинского детдома. Почти всем ребятам был выдан сухпаёк на пять суток, нашим братьям, по порции хлеба. Скорее всего директор был уверен, что ребята сгинут и так, зачем на них еду переводить.
Начали подъедать свои запасы, что ранее подготовили. Больше всех повезло Московским у них была и колбаса, и каша, и сосиски, у остальных от запахов животы крутило. Все сироты, каждый сам за себя, делиться нет необходимости.
Пришлось воровать нашим братьям на рынке, чуть не попались, хорошо поезд был под паром и ход набирал. Колька спрятал ворованный мёд пор рубаху, которая пропиталась насквозь. Пришлось съесть мд вместе с рубашкой.
Поезд сделал вынужденную остановку в поле, все ребята набросились на грязные овощи и наедались впрок. Позже на поезд напал понос.
Добрались до Кавказа правда не все, было около 500 человек. На территории разбитого войной санатория купались в бассейнах с серной водой.
Поселили ребят в бывшем сельхозтехникуме. Разместившись и осмотревшись ребята поняли весь ужас своего существования. От них просто избавились и назад никто их не ждал. Директор это осознал ещё раньше.
Еды не было, подарки из-за рубежа оказались не съедобные. Начали самостоятельно добывать еду воровством в соседнем селении. В связи с этим были стычки с местными. Проводник поезда убил все надежды, поведав о том, что их привезли на заселение.
Договорились, что дети будут работать на консервном заводе, там и отъедятся. На днях Чеченцы подожгли склад с едой и одеждой.
Чеченцы здесь лютовали. Это те Чеченцы, которые продались Гитлеру и когда их разгромили, то они спрятались в горах. Регионального Чеченского прокурора, Гитлер сделал генералом. И от их вылазок страдали все, как мирные Чеченцы, так и приезжие на заселение.
Приехавшая разбираться милиция сделала вывод, что склад сгорел сам, хотя все показывало на поджег.
На заводе долго ребята не задержались, мало того, что им разрешали есть на заводе сколько влезет, решили воровать. Шакалам все мало и они попались. Когда подсчитали ущерб, ребятам на завод была дорога закрыта.
Дети даже и не подозревали, что рядом живут фашистские чеченцы, которые готовы вырезать всех и взрослых и детей, лишь бы отстоять свою правду. Они поджигали и взрывали дома с заселившимися жителями.
Кузьмёнышей с воспитательницей отправили пасти скот, чтобы ло молоко для колонии. Поехав в колонию за провиантом, увидели, что все разбито. Окна выбиты, рамы двери поломаны, кровати и тумбочки вытащины на улицу. И в середине всего этого могила директора колонии.
Пока ходили даже не поняли, что на них уже охотятся фашистские чеченцы. Ребята и извозчик бросились бежать в кукурузу прятаться. Колька упал в перегной и этим спасся. Выбравшись начал искать брата Сашку в деревне и нашел. Изверги его убили и повесили на заборе.
Колька мертвого брата положил на тачку и отвез на станцию. Он не верил, что брат мертв укрывал одеялом, чтобы не было холодно и под голову для удобства подкладывал ватник. Кольке и Сашке было по 11 лет.
У Кольки была самая тяжёлая ноша - мёртвый брат.
Положил Сашку в собачник под вагоном и побежал в кукурузу, а там плакал пока не кончились силы.
Поиски воспитательницы и остальных к успеху не привели. Уставший Колька лег в одном из опустевших домов.
Колька бы так и умер, если бы не чеченский сирота Алхузур, который нашел его в этом доме.Алхузур разжевывал орехи и и давал Кольке, смачивал его губы водой, давил в его губах виноград.
Сколько доброты в этом Чеченском мальчике сироте. Он боялся Русских солдат, боялся басмачей, но увидев умирающего страх уходит на второй план.
Принято считать героями солдат сражающихся за правду, но подвиг Алхузура намного выше подвига солдат. Если солдаты убивают друг друга ради правды, то Алхузур возродил жизнь.
Как только Колька пришел в себя они с Алхузуром стали кровными братьями и стояли горой друг за друга. Они защищали каждый своего брата от нападок взрослых и когда их пытались разъединить бились до последнего, чтобы этого не произошло.