Данный материал является стенограммой передачи VOX POPULI, передававшейся по радио в стародавние времена, в которые записи осуществлялись исключительно на винил. Имена для сохранения конфиденциальности заменены, на наиболее адекватные современные имена, если это требуется.
- Добрый день, уважаемые слушатели. С вами на симплексной связи хорошо известный вам ведущий. Имею честь представить известного мастера пропаганды. Чтобы представить его, достаточно лишь напомнить цитату Геббельса: «я всегда относился к нему как к сыну, от которого бы хотел избавиться».
Итак, мы вызвали вас в студию, чтобы понять вашу профессиональную позицию, ваши принципы. Поскольку именно вы формулируете чаяния народа, вы, если можно так выразиться, являетесь зрительным нервом, связывающим глаза высшего сословия со слепым мозгом обывателя, то народ хочет знать кому он доверяет.
-Добрый день. Очень приятно пообщаться на такую щепетильную и стержневую тему как взаимодействие принципов и профессионализма. Тема, конечно же не простая, но я постараюсь изложить максимально понятно, ибо это моя работа.
-Давайте начнем с третьего вопроса. Как вы формулируете свою основную профессиональную задачу, и кто ваш заказчик?
-Продолжая вашу аналогию со зрением, я бы сформулировал задачу так: если на клетке слона прочтешь надпись слон – не верь глазам своим. Народ напрасно думает, что то, что он видит и есть на самом деле. Человеческое общество – это не стадо пасущихся коровок на лугу, это сложная система со множеством скрытых процессов, которыми следует управлять. И я должен тайное делать явным, чтобы народ уже сам решал, что делать и как быть.
-Звучит слишком академически. Ваш учитель Йозеф, как мне кажется, был значительно более прозаичным деятелем, не читавшим лекции по государственному управлению и их соотнесению с Макиавелли.
-Видите ли, я описал свою работу со своей точки зрения, т.е. то, как я подхожу к работе. Далее, выделив ключевые позиции и процессы, я обволакиваю их в пилюлю, которую проглотит человек даже с самым чутким пищеводом.
-Спасибо за уточнение.
-Что касается моих заказчиков, то как и в любой работе одним из ключевых критериев является оплата. Кто больше платит, у того и приоритет.
-Справедливо.
-Конечно же, деньги являются не единственным критерием. Здесь проявляется первая взаимосвязь принципов и профессионализма. Прежде всего, как личность, я причисляю себя больше к художнику, нежели к ремесленнику, поэтому, начиная с некоторой суммы, деньги перестают быть ключевым критерием. Как известно, соловей не поет в золотой клетке.
Вторым критерием при выборе заказчика является актуальность темы, которую требуется изучить. Продолжая аналогию с глазами, я отвечаю за быструю реакцию. Я не занимаюсь стратегическим планированием, моя задача вскрыть быстрые процессы, происходящие здесь и сейчас.
-Спасибо за внятный ответ. Давайте перейдем тогда к первому вопросу. Как много вы врете и как вам удается не запутаться во всем этом.
-Не буду притворяться, что я не человек. Конечно же и мне приходится привирать. Но я делаю это в очень маленьких дозах, иначе размеры пилюли, которую необходимо употребить, увеличатся многократно. Что-то необходимо упростить, что-то подчеркнуть и так далее. Поэтому у меня и не возникает путаницы, искажений очень мало, измеряются они буквально в промилле. Мои принципы не позволяют мне добиваться цели любой ценой.
-Хотите сказать, чтобы придать бочке меда нужный вкус, достаточно добавить маленькую ложку дегтя и хорошенько размешать?
-Тем не менее основную порцию меда вы получите, а на вкус и цвет товарища нет.
-Тогда вернемся к вопросу номер пять. Пользуетесь ли вы чем-нибудь вроде учебника или методического материала при создании своих творений?
-Как известно у любого художника есть некоторый собственный стиль, который хоть и сложно описать словами, но он чувствуется. Я, как видно по моей фигуре, люблю покушать. И отношусь к своему творчеству как к кулинарии.
-Вы используете рецепты и имеете собственную поваренную книгу?
-Что-то в этом духе. Я люблю хорошо накормить своих слушателей.
-Можете поделиться некоторыми рецептами, так сказать, хозяйке на заметку?
-Мастера неохотно делятся своими наработками, так как это разрушает ореол таинства. Но оголить щиколотку можно.
-Взял блокнот, записываю.
-Ну, например, любому повару известен майонез. Мощный соус, который может сделать сносным любое блюдо. Если вы дали маху, просто добавьте майонез, к тому же он хорош для создания вкусной корочки и так далее. Для нас, аналогом майонеза являются лозунги.
-Логично.
-Соль и прочие специи. Являются необходимыми ингредиентами, без которых блюдо будет казаться постноватым. Аналог – эмоциональные вставки. Каждой специи соответствует своя эмоция.
Мясо – основной насыщающий компонент, состоит из описания ключевых действующих лиц и их мотивов.
Сладости – это приятное мечтание о будущем.
И так далее. Пользуясь таким соответствием, вы берете кулинарную книгу, открываете рецепт и материал готов. Зовете слушателей к столу и аппетитно поглощаете очередной шедевр.
-Ну, и, если не сложно, продемонстрируйте пример приготовления какого-нибудь блюда.
-Ну давайте покажем как это работает на примере яичницы. Это блюдо быстрого приготовления для утреннего принятия за завтраком, во время которого советский человек должен получить дозу энергии.
В качестве колбасы будут использованы следующие факты:
ввод в работу ускорителя частиц,
и запуск рыболовного порта.
В качестве яиц будет выступать советский народ. Смешиваем составляющие и приправляем специями. Получаем следующий концепт.
Советский народ может гордиться своими достижениями. Был запущен новый ускоритель частиц, который расширит границы познания и позволит приблизиться к пониманию устройства Вселенной, что является важной вехой в истории науки. Также была проведена трудоемкая и сложная инженерная работа по строительству рыболовного порта, который позволит нарастить экспорт рыбной продукции, что доказывает трудолюбие и целеустремленность советского человека.
Продолжая в таком духе, можно быстро плодить низкоуровневую пропаганду, про которую в нашем кругу говорят: «любая кухарка может быть пропагандистом».
-Ну да. Довольно непритязательная, но сытная работа. Это классика жанра – приписывать достижение крайне небольшой группы людей всей стране.
-Понятно, что описанные факты не затронут и не связаны со значимой частью общества, в отличии, например, от внедрения и распространения Ту-154, который напрямую завязан и с индустрией страны и с ее социальной сферой. Это пример маленько лжи, которую я готов допускать и с чем спокойно мирюсь.
-Очень занятно. Что ж, перейдем ко восьмому вопросу. Вы показали как делается «халтурка». Но какая работа, на ваш взгляд, является наиболее утонченной?
-Моя самая важная работа – это дело Лузина. Начавшись как обычное дело по выявлению неправильных общественных течений, работа вышла на междисциплинарный уровень. Одно дело работа с пролетариями, совсем другое – с учеными. Ведь казалось бы, что может быть более абстрактным и далеким от обыденности, чем математика. Но, как показала практика, даже такая область знания тесна переплетена с социальной составляющей.
Когда я начал изучать материалы, то обратился к физикам на предмет постоянства законов природы. Они мне сообщили, что иностранный ученый, кажется Дирак, точно не помню, ведь я юрист по образованию, выдвинул гипотезу, что законы природы меняются со временем. Каково было мое удивление, когда оказалось, что законы природы зависят даже от страны. Вы понимаете это?!
Поэтому нельзя советского человека просто так выпускать на Запад, ведь он ничего не поймет. Чтобы исправить ситуацию, необходимо было разработать специальный транслятор – интерпретатор, который бы позволил соотносить явления в разных странах. Ученым же было разъяснена такая особенность мироздания, в частности была выпущена статья «Рыцари раболепия».
В связи с этим роль пропаганды многократно возросла и я должен ответственно и с еще большим усердием относится к своей работе.
Приведу простой пример. Как известно, через 4 месяца у нас будут проходить выборы генерального секретаря. Что видит обычный человек, он видит, что развитие идет медленно, коэффициент отдачи от вложений не высок, основные тренды в различных областях формируются не в нашей стране. По своей дремучести народ считает, что это застой, и что некогда полезный и эффективный лидер перестал удовлетворять изменившимся потребностям общества, достиг точки несоответствия своих компетенций новым задачам. Конечно же это не так, стабильная стабильность требует колоссальной чуткости и ювелирной точности управления. Нельзя напрямую примерять процессы в разных странах. И я слежу, чтобы народ прекрасно это осозновал.
-За что мы вам очень благодарны. Что ж, перейдем ко второму вопросу.
-Странный у вас порядок вопросов.
-Это называется динамическим таргетированием. В зависимости от того, как усваивается еда, подносится то или иное блюдо.
-Понятно.
-Объясните, пожалуйста, как вы себя ведете, если ваша работа провалилась? Ведь бывает и такое.
-Конечно бывает. Жизнь разнообразна в своих проявлениях. Я отношусь к этому как к неизбежному. Главное, чтобы процент промахов был достаточно мал.
-Я хотел спросить, что вы чувствуете, если ваши суждения навредили кому-то? Ведь есть обратимые и необратимые процессы, если обратимые процессы можно исправить, то необратимые – нет. Не получится склеить разбитое зеркало.
-Очень верное замечание. Именно поэтому я иногда добавляю, как вы говорите, ложь, чтобы минимизировать необратимые процессы. Рубить головы сплеча легко, а вот обратно их не прикрутишь. Да, иногда, на клетке с надписью слон, действительно находится слон, но лучше ошибиться и подстраховаться на случай, если вместо слона находится лев, а клетки нет.
-Спасибо за встречу. Я не хочу, чтобы у слушателей возникла изжога от переедания. Подводя итоги, хочется сказать, что глаз обывателя легко замыливается и ,в лучшем случае, дальше горизонта не видит, и только взгляд орла, парящего высоко, может описать всю панораму событий.
-Совершенно верно.
-На этом я прощаюсь с вами, на следующей недели мы встретимся с новым гостем, который расскажет нам про планирование в науке.