В буквальном смысле мир у наших детей находится на кончиках пальцев. Достаточно одного клика и ты попадаешь в иную цифровую реальность.
Сложно переоценить доступность образовательных, научных, развивающих ресурсов, форумов или площадок в Интернете, их многообразие. Это положительная сторона развития цифровых технологий.
Проблемы начинаются тогда, когда подросток сталкивается с трудностями реальной жизни, ссорами в семье, конфликтами с друзьями или неуспеваемостью в школе, сталкивается с непониманием со стороны окружения. Не обладая психологической зрелостью взрослого человека подросток попадает по влияние интернет-среды, которая не только «улавливает» своевременно интересы детей, но и оказывает влияние на формирование новых увлечений.
У детей младшей возрастной группы увлечение начинается с изучения окружающего мира, а первые симптомы формирующейся зависимости могут появляться:
- при стрессах, которые возникают из-за ссор в семье, развода или смерти родителей.
- при попытке избежать излишней опеки со стороны родителей.
- при недостатке внимания. Это одна из самых распространенных причин интернет- зависимости школьников. Именно в интернете ребенок пытается найти новых друзей, с кем можно поговорить, пообщаться, получить одобрение и поддержку.
В группе максимального риска оказываются дети в возрасте от 14 до 18 лет, которые испытывают внутренние противоречия, трудности в общении со сверстниками, им также не хватает внимания и одобрения со стороны близких.
Чаще всего психологи называют следующие причины:
- попытки отстраниться от реального мира из-за отсутствия взаимопонимания со сверстниками. Так ребенок пытается вернуть уверенность в общении, найти единомышленников.
- застенчивости. В виртуальном мире намного проще примерить новый образ, придумать игрового персонажа, изменить внешность, а при навыках работы с графическими программами и выдать себя за ребенка состоятельных родителей.
- агрессии со стороны сверстников. В этом случае у подростка появляется страх признаться родителям в эмоциональном или физическом насилии, но желание найти поддержку заставляет его окунуться в виртуальный мир.
Симптомы интернет-зависимости схожи с психологическими признаками зависимостей других типов. При длительном отсутствии интернета быстро и часто меняется настроение. Часто подросток пытается оправдать необходимость и пристрастие к гаджетам, а при попытке родителей лишить их возникают конфликты. Кроме пренебрежения к собственному внешнему виду у подростка появляется апатия, нежелание общаться со сверстниками, расстройство внимания.
Вы можете самостоятельно выявить признаки интернет-зависимого поведения Вашего ребенка, например:
1) Неконтролируемость времени, проведенного в сети Интернет (невозможность прервать сессию, увеличение количества времени, проведенного в сети).
2) Подавленное состояние при невозможности использования сети Интернет.
3) Потеря интереса к реальному общению с родственниками и друзьями.
4) Время отдыха или сна используется как время, которое ребенок проводит в интернете.
5) Проявление агрессии.
6) Ребенок просит деньги, не говоря о том, на что ему они нужны или сообщая , что нужно для оплаты какого то ресурса в интернете.
В качестве профилактики родителям нужно оценить свое собственное взаимодействие с цифровым пространством. Возможно, во время ужина разговор не складывается из-за того, что вся семья в фоновом режиме использует мессенджеры.
Иными словами, родителям необходимо предоставить возможность ребенку развиваться, общаться и добиваться успехов вне цифрового пространства.
В выходные всей семьей бывать на природе, ходить в театры, возможно пойти в поход или принять семейное участие в волонтерском проекте. Помочь подростку найти увлечение, записать ребенка в кружки и секции дополнительного образования. Научить ставить цели и достигать их.
А самое главное, выстраивать открытые и доброжелательные отношения с ребенком.
При разговоре с ребенком об интернет-зависимости важно рассказать о том, что вы волнуетесь за него. Открыто сообщить о том, что вам придется установить контроль за временем пребывания у компьютера/планшета. Быть готовыми к отрицанию проблемы со стороны ребенка, его гневу.
Одной из задач родителя является показать своим собственным примером как жить наполненной и разнообразной жизнью.