День рождения Николая Александровича, последнего русского самодержца- 6(19) мая, в день памяти святого Иова. Но ведь ни только дата в календаре связывает нашего государя со святым, параллели можно и так же провести в судьбах этих великих людей.
Я имею больше, чем чем предчувствие, но полную уверенность, что я предопределён ужасным испытаниям и не получу награды здесь на земле. Сколько раз я применял к себе слова Иова: Едва я почувствую опасность, она осуществляется, и все несчастья, которых я опасаюсь, падают на меня.
И действительно, как иначе можно назвать такое совпадение как ни божий промысел?
- Откуда ты пришёл? - спрашивает Господь сатану.
- Я ходил по земле и обошёл её, - отвечает сатана.
- Обратил ли ты внимание твоё на раба Моего Иова? Вот мой раб Иов, нет такого, как он, на земле!
Тогда сатана начинает подступаться к Иове и старается разуверить Бога, на что Господь не соглашается и продолжает настаивать на благочестии его раба.
- Пусть это будет подвергнуто испытанию,- требует сатана. - Сделай его бедным, лиши его всего, простри руку Твою, и тогда посмотрим, где будет его вера. Коснись всего, что у него, и тогда откроется, что он за человек. Он не только забудет о своём благочестии, но, несомненно, проклянёт Тебя пред лицем Твоим.
Господь соглашается, и на Иову падают всевозможные бедствия- его богатство исчезает, его слава меркнет, близкие и верные слуги предают и погружаются в клевете, а на последок- гибель детей, всех разом, всех как один, погребённых под разрушившемся домом. А ведь для Иова они были самым ценны, о чем он только мог мечтать, и дети тоже любили отца, как и друг- друга, и жили они все в мире и согласии, ровно так же как и семья нашего последнего самодержца.
И тут мы видим непреклонность Иова, даже после всех утрат и предательства, его вера столь же тверда, как и в те времена, когда ничего подобного не было. На Руси часто говорили- "Господь дал и Господь взял". А ведь эту крылатую фразу мы можем прочесть в истории про Иова, подразумевая то, что Господь Бог всегда что то забирает, только для того, чтобы дать несоизмеримо, бесконечно больше, всякому, кто идёт по жизни с верой.
- Кожа за кожу, а за жизнь свою отдаст человек всё, что есть у него. Не успокаивается сатана,- Но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, благословит ли он Тебя?
Поразила проказа сильная Иова,- от подошвы ног его по самое темя его. Но стяжает и эти напасти, верный раб Божий. Даже и тут сатана не прекращает свои попытки в искушении, и через жену пытается переубедить его.
- Неужели ты во всём будешь покоряться Богу, Который за всё твоё служение только бьёт тебя нещадно? Разве можно такого Бога любить и благословлять, разве можно такому богу служить? ...Похули Бога и умри.
- Как? Похулить Бога? Отойди от меня, сатана!
Новое искушение послал сатана на душу Иова, друзья обвиняют его в лицемерии и внешней набожности, утверждая что Бог был дорог для Иовы только во времена достатка, они делают вывод что Господь не стал бы испытывать Иова, если бы не сомневался в его вере.
- Погибал ли кто невинный, и где праведные были искореняемы.
Мало ли схожестей мы видим в судьбах двух святых, оба обладали несметными богатствами и доброй землёй, оба имели любящую семью и послушных детей, оба были кроткими, а потом, и измена, и трусость и обман, но не сломило это веру ни одного из них, они остались благочестивы и смиренно выдержали все испытания, что были ниспосланы.
А что случилось с людьми, которые хулили государя и Иову, стали ли они жить лучше после того как оклеветали их? Вряд ли, революция, гражданская война, голод, разруха не принесли на русскую землю покоя и мира, всем воздалось по вере их и по грехам, в том числе и перед царём.
Иова- пример праведника, страдающего за свою праведность, страдающий из-за того, что люди в округе не могут принять такую смиренность и начинают, подобно сатане, отговаривать от пути к Богу, уводя в "мирское" со всей подлостью и грязью, лишь для того, чтобы успокоить себя, мол нет того, кто мог бы быть лучше, честнее меня, ведь все одним миром мазаны, а значит и слабости и страхи, а стало быть и гордыня, самолюбие у всех одинаковое.
В человеческом обществе, особенно в нашем, с осуществлёнными полётами в космос, большими прорывами в атомной энергетике и во многих других научных сферах, становится всё меньше и меньше любви и сострадания к ближнему своему, особенно к тому, кто может быть слабее, может быть физически, умственно или морально. Издевательства в школах, прекрасный пример в этом случае. Обычно в классе находят одного, иногда двух детей, обычно необщительных, странных, наконец просто слабых, над которыми начинают глумиться более успешные, более сильные, или просто те, в ком общество, по глубокому сожалению, думает что нуждается. Этих юродивых будут оскорблять, избивать, а остальная масса будет безучастно смотреть, может иногда посмеётся вместе с обидчиками, примя на свои плечи тяжёлый груз осознания соучастия в содеянном, а может, иногда, и подать руку помощи, тем самым поспособствовать прекращению недостойных поступков.
В 1613 году русское общество, со всеми пороками и недостатками, смогло найти в себе духовно- нравственные силы для возврата на путь жизни, и, тем самым позволило России просуществовать ещё 300 лет, со всеми удачами, не удачами, поражениями, победами, но всё же России, богатой духовно, осмысляющей себя Третьим Римом, местом сосредоточения истинной веры, вечной правдивой истины.
А в 1917 году для русского общества не осталось правды, вместо неё пришли идеи, об равенстве, которое подразумевает не поднятие общего уровня духовности и смиренности до высоты Николая Александровича и Иовы, а наоборот, занижения планки путём попирания и осквернения.
В заключении хотелось бы надеяться, что уроки святых не останутся для русского человека простыми россказнями, а приобретут ценность ввиду вполне чётких поучений. Хоть современное общество и не переосмыслило в большей степени уроки 1917 года, остаётся надежда на более светлое будущее, ведь, как бы то ни было в любом обществе всегда были и будут люди, подобные в своих судьбах нашим почитаемым святым.
- Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.