Найти в Дзене
Venefica

Колизей вундеркинизма и его маленькие гладиаторы.

На фоне ажиотажа вокруг семьи Тепляковых и, в частности, "самой юной студентки МГУ" и, по заявлениям папы, "консультанта" с расценками в 50000 рублей за академический час, я все-таки добралась до книги Полины Осетинской "Прощай, грусть."

Да, я по своей юности помню эту (тогда совсем маленькую) чудо-пианистку, помню огромный ажиотаж вокруг её имени и все последующие события, вплоть до побега от отца. Но книгу её не читала, потому что долгое время не хотела погружаться в подробности этой творческой идиллии упорного отца и выдающегося ребенка, обернувшегося хтоническим ужасом.

Собственно, меня трудно было бы чем-то удивить, потому что до четвертого класса я училась с милой девочкой Викой, рыдавшей над каждой четверкою, и с неподдельным ужасом отправлявшуюся домой после подобного реприманда. Классная руководительница предпочитала ничего не замечать, а сама Вика не распространялась об истинной причине своих слез, но синяков в физкультурной раздевалке я на ней не замечала - может быть по причине своей детской ненасмотренности, а может потому, что у меня самой вечно была какая-нибудь вавочка, а то и не одна - либо на коленках от особенно удачного падения, то на локте, то порезан палец по причине тяги к вырезательству идолов на кончиках карандашей (лезвие "Нева" и простой карандаш с красноватым оттенком деревянной оболочки - что может быть лучше!).

Да, из Вики родителя тоже что-то лепили, лепили усердно, это замечалось в её альбомах по рисованию, гле рисунки, которые надо было доделать дома поражали каким-то геометрическим совершенством, в котором узнавалась рука педантичного, но ничего не смыслящего в композиции взрослого. Я до сих пор помню деревья с идеально-циркульной кроной.. Потом мы переехали, и я не знаю, какой "кинд" вышел из Вики, но видеть её слезы для меня было мучением. И этот её идеальный почерк, когда тетрадь ничем не отличается от образцовой прописи!

Потом, много лет спустя, несколько месяцев поволонтерив в одном фонде, занимающимся поддержкой одаренных детей, я насмотрелась на маленьких музыкантов - бледных, с постоянно испуганными глазами, старательно "давящих лыбу" во время игры... Фонд поддерживал так же и юных художников, и вот эти ребята, держащиеся с веселым достоинством, мне откровенно нравились.

Зато маленькие музыканты были востребованы, и чем прозрачнее выглядел малютка, тем большим успехом он (или она) пользовались у публики, приходившей на "сборные концерты". Собственно, Полина это понимает как никто, и описывает приходящих на подобные зрелища предельно точно:

Вот он, прoклятый принцип воздействия вундеркинизма: слушателя возбуждает сам факт того, что эта крохотуля – может! А хорошо ли может, и понравилось бы ему то же самое исполнение, выйди на сцену не прелестное дитя с розовым бантом, а толстый пыхтящий дядя с пальцами-сосисками, – слушатель уже не думает. С учащенным пульсом будет взирать он на цирковой трюк, пока шоу-бизнес, как положено, не высосет трюкача досуха. И не выкинет его в помойку, уже высматривая свежую прибыльную малютку. Мне кажется, восхищение вундеркиндом лежит в плоскости не достоинств, но недостатков человеческой натуры. Ведь так же глазели на корриду, бои гладиаторов и публичную казнь.

Это написал человек, прочувствовавший "вундеркинизм" каждой клеткою своего тела! Знающий, о чем пишет. И ведь пишет Полина правду - для большинства "маленькая звезда большой сцены", кем бы она не была - пианисткой Полиной, поэтессой Никой, или студенткой Алисой не особо отличаются от медвежонка на велосипеде. И завидующие родителям маленьких гениев завидуют вовсе не "комбинации удачно сложившихся генов" или "системе", а возможным доходам предков с такого источника монетизации.

Если кто-то сомневается, пусть вспомнит нашумевшую и весьма подробную историю Бритни Спирс. Да-да, история сепарации совсем уже не малолетней Бритни от любящего её деньги папы весьма наглядна. Как и психика Бритни, не выдержавшая ранней встречи с шоу-бизом.

А вот и еще одно свидетельство несчастья под маской лучезарности. Те самые "невидимые миру слезы". Где там Достоевский с его слезинкою ребенка?? Тут Ниагара целая!

Мне не позволялось быть или казаться несчастливой. Это была какая-то уж совсем мудреная схема, по которой я обязана была ежесекундно испытывать и излучать счастье. Я научилась этому обратному аутотренингу, и никто никогда не видел меня неулыбчивой, грустной. Никому не приходило в голову, что находится за фасадом. Именно поэтому все так недоумевали, когда я сбежала из дома – "Вы видели ее интервью? Она рассказывала какие-то ужасы, а совсем недавно по телевизору говорила, что им с отцом так хорошо вместе!" Но мне не разрешалось говорить что-либо иное, даже когда я давала интервью с разбитыми в кровь губами и дрожащим от слез подбородком.

Ну и наконец, точки над ё.

Он по-своему меня очень любил, как мы любим то, во что вкладываем много труда, сил и своих нереализованных амбиций. И с чего рассчитываем всю жизнь получать дивиденды, ведя в старости мирную жизнь рантье.

Маленький гений на сцене - это надежда родителей на долгие и солидные дивиденды. "Мы тебя вылепили - ты нам обязан". Так крайне редко (почти никогда) ведут себя родители одаренных в научном плане детей, ведь из науки не сделаешь шоу, но Тепляков старается взломать эту систему - именно поэтому выбрана психология, именно поэтому начались писания о консультациях, которые не всякому по карману. Алиса не обладает музыкальной одаренностью, писать за Алису стихи некому, да и сам жанр стихосложения ныне не востребован, поэтому - психология. Если доктор Курпатов может, то почему Тепляковы - не бренд?

Иллюстрация из открытых источников
Иллюстрация из открытых источников

Ну и родительская забота, куда же без неё... Своеобразная, но дающая потрясающие результаты в плане послушания. До поры до времени. История о том, как Полина получила воспаление среднего уха, которое никто не замечал, потому что Мальвины не болеют:

По дороге отец разъярился до предела, и когда мы подошли к гостинице, стал мерно молотить меня головой об угол скамейки. Из головы хлынуло, какая-то женщина, бывшая с нами, отнесла меня в номер, отец, увидев залитую кровью ванную, сбежал смотреть чемпионат мира по футболу, вызвали "скорую". Приехавшие врачи сказали, что "если бы ваша дочь не упала и не ударилась головой о скамейку, у нее не сегодня – завтра произошло бы гнойное кровоизлияние в мозг".

И еще, для наглядности:

А еще так: мог прийти в пять утра из ресторана, сесть на моей кровати и, роняя пьяные слезы, гладить меня по голове и говорить: "Мось, Мосеночек мой любимый" – это было мое домашнее прозвище. Поплакав три минуты, тут же переходил в противоположное состояние: требовал, чтобы я встала и немедленно сыграла что-нибудь, и если я говорила: папа, я же сплю, стаскивал меня с кровати и бил ногами, крича: ты ничтожество! Это я тебя создал! Я гений, а ты никто! Без меня ты сд0хнешь под забором, тв*рь! Бездарная амеба!

Синяки под глазами детей Тепляковых, поведенческие реакции Алисы и Хеймдалля, которые были видны во время многочисленных интервью как бы намекают, не правда ли?

А теперь поговорим о том, почему никто ничего не хочет замечать из лиц уполномоченных. О самом неприятном.

Потому что эти истории с гениальными детьми, все эти конкурсы юных талантов, олимпиады маленьких одаренностей и т. п. - это такой псевдоинтеллектуальный Колизей, где тщеславиями меряются не только граждане какой-то страны, но и страны между собой. А вот мы!!! Мы - лучшие!!! Наши дети-то поталантливее ваших будут!!

Та же битва тщеславий, только на госуровне. И никого не интересует цена успеха - ведь платят её не государственные мужи. А маленькие оловянные солдатики, Мальвины при своих Карабасах - кому какое до них дело?

Иллюстрация к сказке "Буратино" Из открытых источников
Иллюстрация к сказке "Буратино" Из открытых источников

Кстати, тема ранней одаренности и непомерной платы за неё не только в книге Полины Осетинской описана - сейчас не меньшая по накалу драма разыгрывается на наших глазах, на Олимпиаде, с Камиллой Валиевой.

Нашли даже не допинг, а следы следов запрещенного препарата, который Камилле в принципе не нужен - он ей не по возрасту - раз, и не улучшит ничего - два, даже если его и применять. То есть он для неё равносилен яду, и только.

А вот тренер Камиллы - г-жа Тутберидзе, обладает огромным количеством даже не хейтеров, а людей, готовых на совершенно любое, самое неприглядное дело только для того, чтобы её "свалить", уничтожить как тренера. За то, что Тутберидзе "взломала" всю систему фигурного катания, за то, что она выставляет на лёд девочек с совершенно иной аэродинамикой, чем у девушек постарше, и которые, в силу этих свойств могут то, чего "большие" уже не смогут.

Её, мягко говоря, "аж кушать не могут" не только тренеры "за бугром", но и в собственном российском сообществе. А, следовательно, ради такого масштаба цели все средства хороши - и ... не будет пощады и реноме страны (Родченков смог, и думаете, его последователей не осталось?), и девочке, из которой сейчас вытягивают всю душу и нервы, на колоссальную моральную нагрузку и шельмование по сути беззащитного ребенка.

Вы хоть на секунду представьте весь ужас, таящийся за пределами красивого танца на льду!

И поэтому я против всего этого Колизея юных дарований. Дети должны учиться, дети должны взрослеть, детям надо дать созревать... вовремя! Но как это может быть, когда вокруг тщеславие и алчность. Всепоглощающие, ищущие, кого поглотити. Печально это все, товарищи...

Книга Полины Осетинской.

Любите своих детей, люди. Не надо их монетизировать - это бесчеловечно и аукнется самым неприятным образом.

#россия #общество #образование #дети и воспитание #одаренный ребенок #вундеркинд #дети #детство #тепляковы

#олимпиада

НепоДзензурное традиционно тут:

https://vk.com/public199851025

или тут

https://old-venefica.livejournal.com/

и Телега, которая не скрипит и едет

https://t.me/joinchat/ijFlXa8yUpxmN2Qy

Сарказм в уксусе, йад с перцем, окололитературные изыскания и прочие деликатесы, взращенные на отечественных реалиях.