Найти тему
Галопом по кино

«Северный ветер» (2020) – служил Рената режиссёром…

Подкинули тут мне читатели фильм Ренаты Литвиновой «Северный ветер» с просьбой высказать своё мнение. Человек я простой, разные артхаусы мне чужды, однако, почёсывая революционным маузером различные части своего тела, я сел за просмотр.

Помните реакцию Никиты Хрущёва на выставку художников-авангардистов? На этом, собственно, обзор можно было бы и завершить.

Ладно, пробежимся подробнее.

За творчеством Ренаты Литвиновой я не слежу, мне это совершенно не интересно. Ещё в сериале «Граница: таёжный роман» она продемонстрировала свой скромный актёрский потенциал (скажем так) и ждать после этого от неё чего-то сверхъестественного было бессмысленно. После этого все упоминания о Ренате, которые попадались мне на глаза, выражались либо в набивших оскомину пародиях Максима Галкина, либо в новостях о её нетрадиционных связях с Земфирой.

Оказалось, со времён «Границы» Рената времени даром не теряла, стала сценаристом и режиссёром и в 2018 году основала фонд поддержки и развития кинематографии «Запределье», куда ей какой-то добрый человек кинул денежку на съёмки «Северного ветра».

Сейчас в паре предложений я изложу весь сценарий этого, как оказалось, громко разрекламированного фильма (мы тут, в глубинке, как-то пропустили всю связанную с ним шумиху).

Вымышленные Северные Поля, где царит матриархат и правит влиятельный (со слов Ренаты) клан женщин. Сын Маргариты (собственно Рената) Бенедикт (Антон Шагин) приводит в дом невесту Фанни (дочь Ренаты, Ульяна) для празднования Нового Года.

-2

Кадр сменяется, сообщается, что Фанни погибла в авиакатастрофе, об этом сообщает её сестра Фаина. Кадр опять сменяется, Фаина уже жена Бенедикта, а по дому бегает мальчик Хьюго. Бенедикт не любит жену, Хьюго подрастает до тридцати лет. Жена тоже не любит Бенедикта, но из вредности развода не даёт. Рената видит, что мальчик мается, поэтому вдвоём со своим помощником Мишей они душат Фаину. Конец фильма.

Собственно, это весь мастерски закрученный сюжет, который вы будете мучительно созерцать ровно два часа и три минуты, абсолютно ничего не ожидая от него ровно так же, как я ничего не ожидал от Ренаты в течение двадцати последних лет.

Для объёма в фильм добавлены дополнительные персонажи и разные подробности. Например, племянница Маргариты, Ада, обращается к пластическому хирургу профессору… Жгутику. Жгутик отрезает ей нос, хранит его в банке со спиртом, влюбляется в неё, но Ада, обретя новую внешность, начинает изменять ему с женщиной. Когда об этом становится известно, мать Маргариты по имени Вечная Алиса смеётся и говорит, что с ней такое тоже бывало.

-3

Профессор Жгутик пришивает нос обратно, и Ада навсегда переезжает к своей любовнице.

Также есть кузен Борис, полковник, приехавший с Аляски. Когда на новогодний праздник приезжает оперная дива (Хибла Герзмава), Борис, в восторге отрывает у неё хвост платья. Ближе к концу фильма нам объявляют, что в Полях стало неспокойно, начались военные действия, и полковника вызвали в штаб, где он был убит шальной пулей. Видимо, по версии Ренаты Литвиновой, штаб – это что-то военное, где очень опасно и можно получить пулю.

-4

Сама же Рената весь фильм томится и ждёт непонятно кого непонятно какого пола.

Я сразу отметил, что фильм выглядит, как спектакль. Оказалось, я на сто процентов был прав – действительно, Рената ставила «Северный ветер» по своему сценарию в театре, правда, там была не фэнтезийная семья, а вполне себе советская, а в их саду были закопаны бриллианты. Но просмотр «Игры престолов» не прошёл даром, и сценарий претерпел изменения.

И поэтому зритель смотрит на эту кучку сумасшедших, запертых в четырёх стенах, и думает: «Какая у вас власть, окститесь?! Над кем?! Где ваши подданные?!»

-5

Если, например, Антон Шагин безукоризненно отыгрывает свою роль и к нему нет никаких вопросов, то актриса, взятая на роль его мучительницы Фаины, резко выделяется на фоне остальных. Видно невооружённым взглядом, что человека взяли со стороны. Причём с той, где об актёрском мастерстве сроду не слыхивали.

-6

«Ну», - думаю, - «почитаю, после просмотра, кто такая и откуда её взяла к себе Литвинова на главную роль. Может, какая-нибудь очередная её пассия?» Но, когда я прочитал имя и фамилию актрисы, все вопросы отпали сами собой – Софья Эрнст, жена Константина. Понятно теперь, откуда денежка капнула в фонд «Беспределье»… «Запределье», простите.

Диалоги в фильме, да ещё и в исполнении Литвиновой – это просто подарок, я в некоторых местах хохотал едва ли не до слёз! Например, сестра Маргариты притащила в дом бесхозного оленя, и Рената, заглядывая животному в морду, говорит: «Господи, кто ты – мужчина или женщина?» А племянница, держа жареного цыплёнка на вилке, спрашивает: «А можно его хотя бы угостить курёй?»

"Только не указывайте меня в титрах!!!"
"Только не указывайте меня в титрах!!!"

Фанни – стюардесса, ей скоро опять улетать. Рената говорит: «Мы купим Фанни самолёт, чтобы она не улетала от нас на каких-то чужих! В семье достаточно денег!» Зачем стюардессе самолёт?! Вспоминаю фильм «Про бизнесмена Фому»: «Зачем трактор? Я тебе ракету дам – лети! С одного берега на другой!»

-8

Или другой эпизод, Рената ищет сестру: «Кто её видел?» Бенедикт отвечает: «Час назад она ходила по полю! Вот и опять, там кто-то идёт! Идёт какой-то человек, кузен, пристрелите его!» Рената смотрит в бинокль: «Подождите, не стреляйте – может, это ко мне!»

-9

Не знаю, достаточно ли я рассказал для того, чтобы вы поняли – фильм абсолютно бездарен. Красивая картинка – тут я согласен. Денег вбухали очень прилично, достаточно почитать, кого и за что благодарят в конце авторы фильма. Но содержание – пустая требуха. Утончённые кинокритики утверждают, что нужно смотреть глубже, фильм про любовь. Мол, сколько женщин в фильме – и у каждой своя любовь. Ну и что с того, если фильм – скукотища, а диалоги к нему писал какой-то троечник? (Хотя, авторКА сценария вполне известна…)

Задумку с длиной указательного пальца я не вполне понял.
Задумку с длиной указательного пальца я не вполне понял.

И при чём здесь упоминание матриархата? Так, поклон в сторону фем-повесточки, чтобы фильм больше наград собрал? А почему тогда я не вижу в фильме ямайских прекрасных женщин, чьи лица печальны? Сенсимильи хватит на всех, пока звучит рэгги…

Кстати, о любителях сенсимильи – думаю, это стопроцентная целевая аудитория этого фильма. Уж на что я без всяких веществ хохотал…

-11

Кстати, про артхаус я немного соврал в самом начале, я вполне себе представляю, что это такое. Поэтому творению Ренаты Литвиновой в звании артхауса я отказываю – не заслуживает оно того. Просто бред и мания величия, зафиксированные в формате фильма.

-12

Многие отмечают, что в титрах сперва указан человек, подбиравший костюмы Ренате Литвиновой, а потом уже актёры – так я не удивлён, так как посмотрел эти два часа чистого самолюбования. Что могу сказать: Рената, в «Границе» вы играли лучше.

А теперь - внимание! Этот ролик вы будете пересматривать сто раз! Здесь - самые вкусные кусочки! Рената, спасибо за прекрасную комедию!

Просили непредвзятую оценку? Получите! Спасибо за внимание, идём дальше!

Каталог всех кинообзоров (здесь интересно!)

Постер для статьи взят с сайта kinopoisk.ru, также статья содержит кадры из фильма «Северный ветер» (2020).

#кино #галопом по кино #рената литвинова