9 февраля девятиклассники проходили Итоговое собеседование. Официально – это допуск к итоговой аттестации (ОГЭ). Ученикам нужно было прочитать текст, пересказать его, вставив цитату, представить монолог по одной из 3-х тем, побеседовать с учителем по этой же теме.
Про сам экзамен, его нужность и важность я уже писал. В принципе, все эти навыки должны и формироваться, и проверяться. Но всё равно такой экзамен мне кажется неуместным в 9 классе. Дети отучились почти 9 лет, вовсю готовятся к ОГЭ (или не готовятся), а тут «допуск»! интересно, есть в стране случай, когда ученика не допустили к ОГЭ из-за собеседования? Конечно, при условии, что он явился и в основной день, и на все пересдачи? Сомневаюсь.
Итоговое собеседование в 9 классе - кого проверяем?
У нас в этом году девятиклассников, по нашим меркам, много – 10 человек. Есть хорошисты, есть и слабые троечники. Сдали все (при минимуме 10 баллов, набрали от 11 до 19).
Кстати, материалы собеседования, то есть сами тексты, мы получили в 7-59. Пока скачали, открыли все архивы, прочитали, прошло ещё минут 10-15. К этому времени все наши ученики уже знали варианты. Кто-то в интернете успел выложить (или кто-то знал заранее?)
Вернёмся к самому собеседованию. С чтением, монологом и беседой все ученики справились неплохо, хотя класс не блещет старанием. А вот с пересказом проблемы были почти у всех.
И проблема не в том, что они говорить не умеют, или мысль выразить не могут. Они просто не понимали, о чём читали. Тексты были небольшие по объёму и, по-моему, не сложные по содержанию. Но всё равно нужно было понять, о чём идёт речь. Этого не получалось.
Ученики уверенно пересказывают, говорят неплохие фразы, но … не про то, что было в тексте. Вернее, про то, но не то. Дистанция в 10 километров и разрыв в минуту превратились в «10 километров за 1 минуту», турнир имени Веденина превратился в «День Веденина», олимпиада превратилась в «соревнование между СССР и Норвегией» и т.п.
Эта проблема не стала для нас открытием, но на собеседовании это проявилось очень "рельефно".
Не зря сейчас много говорят о смысловом чтении, о функциональном чтении, о читательской грамотности. Проблема есть. Если фраза длиннее 4-х слов (а в чатах больше не нужно), то вычленить и осознать в ней информацию дети не могут.
Причин много, не только интернет виноват. То, что нужно как-то это исправлять, тоже всем понятно. Стали появляться методики, приёмы, технологии. Но пока, на мой взгляд, это всё хаотично и бессистемно.
Но это уже тема для другого разговора…
Жду комментариев! Не забывайте подписываться на канал и ставить «лайки»
Ещё по теме:
Как готовить учеников к ЕГЭ, если они не хотят готовиться?