Найти тему

Боярина Морозова Феодосья Прокофьевна – уровень власти и богатства. Часть 2

Поведение московской знати по отношению к Феодосье Прокофьевне Морозовой менялось в зависимости от ситуации. Не преуспев в попытках образумить в новые веяния в церкви, и что тщетны даже призывы к материнским ее чувствам, знать все же долго противилась архиереям, которые с таким рвением вели дело боярыни. Особенно усердствовали  чудовский архимандрит Иоаким и митрополит Сарский и Подонский Павел - оба люди крайне жестокие. Но даже мягкий патриарх Питирим изменил своему нраву, когда понял, как нена­видит Морозова его «никонианскую веру». «Ревый, яко медведь» (по словам автора «Повести»), патриарх приказал тащить бояры­ню, «яко пса, чепию за выю», так что Морозова на лестнице «все степени главою своею сочла». А Питирим в это время кричал: «Утре страдницу в струб!» (т. е. на костер, потому что тогда было принято сжигать людей «в срубе»). Однако «боляре не потянули», и архиереям пришлось уступить.

За Морозову – Терем со старыми исчахшими царевнами-тетками (во главе с сестрой царя Ириной Михайловной), с царскими сестрами-перестарками и юными девушками. Они все за боярыню, кроме новой царицы – Натальи Кирилловны Нарышкиной.

Конечно, знать защищала не столько человека, не Федосью Морозову как таковую, сколько сословные привилегии. Знать боялась прецедента. И лишь убедившись, что дело это для неё в сословном отношении безопасно, что оно «не в пример и не в образец», знать отреклась от боярыни Морозовой. На заб­лудшую овцу теперь стали смотреть как на паршивую овцу - по пословице «в семье не без урода, а на гумне не без урона».

Только братья Морозовой, Федор и Алексей Соковнины, остались ей верны, как была ей верна и княгиня Евдокия Урусо­ва, ее младшая сестра, которая страдала и умерла с нею вместе. Царь Алексей поспешил удалить обоих братьев из Москвы, на­значив их воеводами в маленькие города. Это была ссылка, кото­рую никак нельзя назвать почетной. Видимо, царь знал или подозревал, что с сестрами у Соковниных не только кровная, но и духовная связь, что все они стоят за «древлее благочестие». Видимо, царь их опасался - и не без оснований, как показали позднейшие события.

Дворец царя Алексея Михайловича. Яндекс картинки.
Дворец царя Алексея Михайловича. Яндекс картинки.

Противоборство боярыни Морозовой и царя Алексея накалялось. Царь и после разрыва с Никоном остался верен церков­ной реформе, так как она позволяла ему держать церковь под контролем. Царя очень беспокоило сопротивление старообряд­цев, и поэтому он давно был недоволен Морозовой. Он, конечно, знал, что дома она молится по-старому; видимо, знал (через сво­яченицу Анну Ильиничну), что боярыня носит власяницу, знал и о переписке её с заточенным в Пустозерске Аввакумом и о том, что московские её палаты - пристанище и оплот старообрядцев. Однако решительных шагов царь долго не предпринимал и огра­ничивался полумерами: отбирал у Морозовой часть вотчин, а потом возвращал их, пытался воздействовать на нее через род­ственников и т. п. В этих колебаниях велика роль «печалований» царицы Марии Ильиничны, но не стоит сводить дело лишь к её заступничеству. Ведь после её кончины (3 марта 1669 г.) царь еще два с половиной года щадил Морозову. Судя по всему, он довольство­вался «малым лицемерием» Морозовой. Из «Повести» ясно, что она «приличия ради... ходила к храму», т. е. посещала никониан­ское богослужение. Все круто переменилось после её тайного пострига.

И эта богатая и знатная боярыня вместе с сестрой, княгиней Евдокией Урусовой, стали ревностными последовательницами Аввакума, и целый ряд лишений и страданий не могли поколебать их твёрдости. Легко понять какую помощь оказывали обе сестры расколу по своему положению, сосредоточивая около себя самых ревностных его последователей; понятно, как это не нравилось царю, который употреблял все средства для их обращения – увещания, угрозы, наказание, и все понапрасну.

В моих книгах по краеведению написано о Расколе.

Автор книг по истории России и сопредельных государств, историк, писатель, профессор, независимый эксперт Черёмин Александр Александрович.
Автор книг по истории России и сопредельных государств, историк, писатель, профессор, независимый эксперт Черёмин Александр Александрович.