Через пару лет мир выйдет из пандемии – но какие нас ждут последствия? В прошлом эпидемии приводили и к восстаниям, и к экономическому буму.
«Чёрная смерть»
Самая губительная в истории пандемия произошла в 14-м веке. В 1347 — 1353 гг. по Европе прошлась бубонная чума, которая, по некоторым оценкам, уничтожила до 50% населения (где-то больше, где-то меньше), всего более 25 млн человек. Некоторые местности Италии, Франции, Бельгии, Англии и других стран обезлюдели совершенно, а трупы лежали там ещё годами. Добралось «моровое поветрие» и до Руси — «чёрная смерть» охватила в начале 1350-х гг. Псков, Суздаль, Смоленск, Чернигов и Киев, а затем добралась и до Москвы.
Эпидемия привела к серьёзным последствиям. Пострадавшие искали виновных в катастрофе и находили их: происходили еврейские погромы и конфликты со священниками, всё это сопровождал массовый религиозный психоз и расцвет сектантства, мистических слухов и т. д. Вымирание огромного числа людей и прекращение работы теми, кто пытался спастись, сидя дома, вызвало экономическую разруху. После чумы вдвое выросли цены на вспашку земли, покос сена, выпас скота и перевозку грузов, тогда как цена на землю упала в разы.
Феодалы остро нуждались в новых крестьянах, но где их взять? Приходилось нанимать и за хорошую плату — а это уже совсем не то же самое, что держать на привязи, как прежде. Пробил час возмездия простого люда — народ «ломил» цены на свой труд, феодальные отношения постепенно замещались рыночными.
Ещё одно интересное последствие эпидемии — рост потребления продуктов питания и конкретно мяса. Во-первых, после чумы, которой скот не болел, еды на душу населения стало просто больше. Во-вторых, увеличилась доля скотоводства, так как выпас скота требует меньше рабочих рук, чем земледелие. В результате средний рост и вообще физическое состояние европейцев в 15 в. и последующее время стали много лучше, чем до «чёрной смерти». Неспроста за эпидемией последовал демографический бум (тем не менее ещё больше трёх столетий понадобилось Европе на полное восстановление).
Чумные и холерные бунты
Серьёзные последствия вызывали эпидемии и позднее. Характерный пример — «чумной бунт» в Москве в 1771 г. Паника и недостойное бегство дворян из закрытого города (за взятки, конечно), недовольство санитарными мерами, которые при неудачной организации казались бесполезными, спровоцировали гнев народа против чиновников и врачей. Ходили слухи, что доктора специально травят людей. Дошло до кровопролития — 17 сентября на Красной площади войска убили около тысячи человек, подавляя буйство народа. Затем ещё четверых повесили.
Ситуация повторилась уже в большем масштабе в 1830 — 1831 гг., когда в Европе разразилась холера. Эпидемия, как и в Москве, обнажила социальное неравенство и обострила политические конфликты. Во Франции от холеры погибло около 200 тыс. человек, при этом в Париже сильнее всего пострадали бедняки, тогда как богачи укрывались на загородных виллах. Разумеется, это вызвало не самую дружелюбную реакцию и беспорядки.
Холерные беспорядки происходили в те годы и в других странах — в Великобритании, Венгрии, Словакии, России… В России народ противился карантину и подозревал в отравлениях губернаторов и докторов. В 1830 г. начались погромы полицейских участков и больниц, происходили убийства чиновников. Волнения имели место в Севастополе, Тамбове и Старой Руссе, в 1831 г. — в Санкт-Петербурге. В ходе этих событий погибло около сотни человек.
Риск обострения социальных конфликтов повышают и современные эпидемии, в том числе нынешняя. Аналитики МВФ недавно провели исследования пяти эпидемий 21-го века, включая Эболу в 2013 — 2016 гг., и пришли к выводу, что через пару лет после их окончания они привели к серьёзному росту насилия и учащению социальных протестов.
Обратная сторона чумной медали
Как и в случае с «чёрной смертью», более поздние масштабные эпидемии имели и неожиданные положительные последствия. К примеру, после страшной Лондонской чумы 1665 г. английская столица тоже пережила демографический взрыв. После той же холеры начала 1830-х гг. во Франции наблюдалось экономическое оживление.
20-й век не раз демонстрировал экономический и демографический рост после различных бедствий. В тяжёлые времена люди готовятся к худшему, сидят дома и меньше тратят деньги — так появляются сбережения (конечно, это касается в основном развитых стран с рыночной экономикой). Именно это наблюдалось по всему миру в 2020 году. Так же вели себя англичане во время эпидемии оспы в начале 1870-х гг., японцы во время Первой мировой и так же — американцы во время чудовищной «испанки» 1919 — 1920 гг. и Второй мировой войны (накопления домохозяйств к 1945 г. оценивались колоссальной суммой в около 40% ВВП). В 1920-е гг. в США резко возросло число открываемых бизнесов, люди чаще рисковали.
Эпидемия коронавируса должна подстегнуть автоматизацию и удалённую работу, что способствует повышению производительности труда; бизнес будет пытаться заполнить появившиеся на рынке ниши.