Найти тему
Рок на БиС

При дворе Малинового Короля. Музыканты King Crimson. Ян МакДональд. Дорога в вечность...

Мы оставили нашего героя на пороге нового 1975-го года в весьма разочарованном состоянии.

Первая заметка цикла. Кликайте. Это ссылка

Вместо возвращения в коллектив, где Ян МакДональд получил известность и достиг самых заметных творческих успехов, ему пришлось вновь обратиться к сессионной и продюсерской работе.

На диске "Diamond Head" гитариста Roxy Music и Quiet Sun Фила Манзанеры (Phil Manzanera) МакДональд стал волынщиком. Не в смысле "тянул волынку", а играл на этом знаменитом народном шотландском инструменте. Послушайте композицию, где отметился Ян. Звуки волынки очень органично вплетены в музыкальную ткань -

Продюсером же, а заодно и саксофонистом (куда же без этого) МакДональд побывал у двух не слишком широко известных, но весьма интересных прог-роковых команд. Для северо-ирландской группы Fruupp, игравшей симфо-прог с легкими оттенками психоделики и фолка, использованием духовых инструментов и прекрасным взаимодействием гитар и клавишных, был спродюсирован последний из четырех альбомов "Modern Masquerades" (1975)

А у американского квинтета Fireballet под крыло Яна попал, наоборот, дебютный из двух альбомов "Night on Bald Mountain" (1975). Название обязывает, и сочинение Модеста Петровича Мусоргского в обработке жителей Северного Джерси на диске, разумеется, присутствует в составе пятичастной сюиты, целиком занимающей вторую сторону винила. Также помимо русской классики в поле зрения музыкантов "Шаровой Молнии" попала и французская. Прелюдия Клода Дебюсси "La cathédrale engloutie - Затонувший Собор" превратилась, правда, в "The Engulfed Cathedral - Собор, охваченный (пламенем)". Но тут ничего не поделаешь. Дикие и малокультурные люди живут за океаном...

В целом же заслуживший сравнения с Genesis, Yes и Gentle Giant релиз действительно может считаться "потерянным сокровищем" симфо-прога.

Если бы всё так и продолжалось, может и остался бы МакДональд в нашей памяти как знаменитый продюсер проговых опусов. Но... в 1976 году в Нью-Йорке во время работы над сольным альбомом лидера группы Stories Яна Ллойда (Ian LLoyd) ему встретился экс-гитарист Spooky Tooth Мик Джонс (Mick Jones), успевший к этому времени также поработать с Лесли Уэстом, Джонни Холлидеем, Питером Фрэмптоном, Джорджем Харрисоном. Вот одна из вещиц с альбома, где звучат и Джонс (гитара), и МакДональд (флейта).

Ютуб-канал Songs WithBreaks

Джонс искал музыкантов для своего проекта, который поменяв название Trigger на Foreigner, стал одним из столпов нового хард-рокового звучания. Более гладкого, менее шероховатого и задиристого, чем хард начала 70-х. Временами близкого к образцам софт- и поп-рока. Но последнее случилось уже после ухода Яна из "Иностранца". А пока секстет с его участием, названный так по причине присутствия в составе трех британцев и трех американцев (т.е. они по любую сторону Атлантики были иностранцами), начал, как я уже как-то писал, бомбардировать аудиторию бронебойными хитами и окучивать чарты. Популярность всё-таки настигла МакДональда. Foreigner выступали на больших площадках, перед огромными аудиториями слушателей и поклонников, но музыканта это теперь уже не смущало, а радовало.

Наличие в составе кроме освобожденного вокалиста, традиционной ритм-секции и гитариста вдобавок ещё и клавишника, а также мульти-инструменталиста и мастера духовых МакДональда с его неизменными саксофонами и флейтами, позволяло создавать плотное, разнообразное и насыщенное звучание. А уж мелодистом Джонс, ставший основным автором песен, оказался отменным.

Три альбома "Foreigner" (1977), "Double Vision" (1978), "Head Games" (1979) и около четырех лет длилось плодотворное сотрудничество.

Обложки альбомов взяты на discogs.com
Обложки альбомов взяты на discogs.com

Был снят ряд клипов. Особой оригинальностью они не блещут. Зато можно полюбоваться ещё молодыми и полными сил музыкантами.

Ютуб-канал RHINO

Ютуб-канал RHINO

Ютуб-канал RHINO

Но мир и согласие царили в коллективе не долго. В сентябре 1980-го возник конфликт между Миком Джонсом с одной стороны и МакДональдом и клавишником Элом Гринвудом (Al Greenwood) с другой. Как это обычно бывает, кому-то (МакДональду) казалось, что его роль в создании песен, аранжировках, продюсировании немного больше, чем это отражается в официальных примечаниях к выходящим пластинкам. Наверное и он, и Гринвуд хотели бы чаще бывать авторами и соавторами музыки. А Джонс был уверен, что идет правильным путем, ибо полные залы, тиражи и места в хит-парадах подтверждали верность выбранного курса, и сосредотачивал контроль над группой в своих руках. Большая часть команды оказалась на его стороне. Четверо против двоих. В итоге история повторилась. Как и из King Crimson из Foreigner Ян ушел, хотя и немного по другой причине.

После расставания с "Иностранцем" наш герой надолго спрятался в тень. В 80-е он отметился лишь на альбоме ново-волнового христианского рокера Стива Тейлора (Steve Taylor) "On the Fritz", где вновь выступил в роли продюсера и по старой привычке не удержался от желания в паре вещей ещё и подыграть широко известному как один из лучших авторов не столько назидательных проповедей, сколько остроумных зарисовок на соответствующую тематику, Тейлору.

Далее последовал ещё больший перерыв и лишь в 1996-ом Ян МакДональд вернулся к активной деятельности. Он принял приглашение другого Стива, Стива Хэкетта (Steve Hackett), и сыграл с ним, Джоном Уэттоном и Честером Томпсоном на одной сцене в Токио. Результатом стал альбом "Tokyo Tapes", сначала вышедший в том же году на видеокассете, а в 1997-ом на CD и LD. В 1996-ом таланты Яна были задействованы ещё и на одной из вещей проекта Стива "Genesis Revisited"

Сотрудничество с Хэкеттом продолжилось в 1999 году. Вновь одна вещица. Зато титульная с альбома "Darktown".

Ещё раз Хэкетт пригласил МакДональда сыграть уже в 2003-м. По уже сложившейся традиции одна композиция. "Brand New" (альбом "To Watch The Storms")

1999-й, помимо участия в альбоме Хэкетта, ознаменовался небывалым всплеском активности МакДональда. Именно в 99-ом через 20 лет после платиновых дней с Foreigner и через 30 лет после дебюта с King Crimson увидел свет его первый и единственный настоящий сольник "Driver's Eyes". Разумеется, на альбоме прослеживаются влияния обоих главных групп карьеры музыканта. Но при этом ощущения разрозненности и неоднородности представленного материала не возникает. Прогрессивный рок Малинового Короля и коммерческий хард Иностранца сочетаются в каком-то почти нео-проговом и удивительно ненавязчивом, но виртуозном и объемном звучании.

Ютуб-канал Petersmusic

Команду профессиональных сессионщиков на записи поддержало изрядное количество звездных персон. Джон Уэттон, Питер Фрэмптон, Ян Ллойд, Гэри Брукер, Стив Хакетт, Майкл Джайлз, Джон Уэйт, Лу Грэмм - внушительный состав. А последняя песня в трек-листе с совершенно явными отсылками понятно к какому совместному творению написана в соавторстве со старым знакомым Питером Синфилдом.

Помимо этого в 99-ом Ян спродюсировал вышедший в 2000-ом достаточно забавный релиз Park Stickney "Action Harp Play Set". Слышали когда-нибудь о джазе на арфе? А слушали? Оказывается, и такое бывает.

Далее каких-то эпохальных и выдающихся проектов (кроме одного) уже не было. Только ряд сессионных и совместных работ Яна, поэтому мы расскажем лишь о некоторых из них в практически телеграфном стиле.

2003 - флейта. Ian Wallace "Happiness With Minimal Side Effects". Стиль - prog-rock. Бывшему участнику King Crimson Яну Уоллесу отказать было невозможно.

2003 - акустическая гитара, флейта, кларнет, саксофон. Waking in the Blue "Isn't It Pretty to Think So?". Стиль - prog related. Надо ведь и в Новой Англии кому-то продвигать молодые таланты.

Кроме того. 2002-2003. 21st Century Schizoid Band. Группа ветеранов Кинг Кримзон в составе Ян Макдональд (Ian McDonald - keyboards, saxes, vocals), Мел Коллинз (Mel Collins - keyboards, saxes), Питер Джайлз (Peter Giles - bass, backing vocals), Майкл Джайлз (Michael Giles- drums), замененный позже Яном Уоллесом, а также будущий участник того же коллектива Якко Якшик (Jakko Jakszyk - guitars, vocals) выступила с материалом раннего King Crimson c рядом концертов в разных странах мира. И стариной тряхнули, и денежек заработали, и фанатов порадовали, причем не только "живыми" выступлениями, но и изданием оных на CD.

2005 - флейта. Wetton/Downes "Icon". Стиль - prog related. Великая вещь - старые знакомства. Особенно, если старый знакомый - профессионал высокого класса.

2009 - флейта, саксофон, укулеле. Judy Dyble "Talking wth Strangers". А вот с этого места поподробнее. Первая вокалистка Fairport Convention, покинувшая группу аккурат после первого же альбома, сольную карьеру начала очень поздно, в 2004-ом. "Разговор с незнакомцами" стал четвертым в её дискографии и собрал для записи солидную сборную известных личностей в мире британского прога и фолка. Среди них были и Роберт Фрипп с Яном МакДональдом, знакомые с Джуди Дайбл со времен работы всех троих над "The Cheerful Insanity of Giles, Giles and Fripp". Джуди и Ян тогда записали несколько демо, которые в окончательный вариант "Веселого Безумия" не вошли, но попали на изданные гораздо позднее "Brondesbury Tapes" CD и винил "Metaphormosis". Старая любовь, как известно, не ржавеет. Вот и встретились Фрипп и МакДональд в студии впервые с 1974 года благодаря прекрасной даме.

Альбом в итоге получился отменный. Вневременной, атмосферный, прозрачный, изящный и интеллигентный прог-фолк, который мог быть издан году в 70-ом, но дождался своего часа в 2009-ом

2009 - Макдональд выступил в качестве гостя группы Asia во время их выступления в Tower Theater в Филадельфии.

2010 - новое гостевое выступление. Теперь во время "Душевного вечера с Китом Эмерсоном и Грегом Лейком". А что? "Emerson, Lake & McDonald" - хорошая, но уже не реализуемая идея.

2010 - альт-саксофон, флейта и перкуссия. Third International "Beautiful Accident". Стиль - блюз, ритм-энд-блюз. Один трек, "Penitentiary", был написан Яном в соавторстве с фронтменом Third International Эндрю Пирсоном.

2016 - Мик Джонс объявил, что не против отметить 40-летие группы Foreigner, собрав классический состав группы. В 2017 идея была реализована. Впрочем, на имеющихся видео МакДональд, увы, в эпизодах...

2017 - последняя работа великого музыканта. Honey West "Bad Old World". Гитарист/вокалист Тед Цурковски (Ted Zurkowski) и Ян, тряхнувший стариной и сыгравший на более, чем десятке разных инструментов, создали нечто альтернативно/инди-роковое, но приятно отличающееся от массы подобной продукции наличием внятных и запоминающихся мелодий и умной и тонкой лирики

...В процессе работы над статьёй увидел в ленте Дзена очередное грустное известие. 9 февраля 2022 года - выдающийся музыкант ушел из жизни после борьбы с раком... R.I.P

Фото взято на Яндекс.Фото.
Фото взято на Яндекс.Фото.
P.S. Говорят, что в последние годы выдающийся исполнитель стал больше слушать классику и джаз. Говорят, что у него была неосуществленная мечта сыграть с Джоном Ленноном и Майлзом Дэвисом. Надеюсь, он встретится с ними там, и они "дадут джазу".
А мы, оставшиеся на этой грешной земле, давайте включим записи двух знаменитых групп. Или единственный сольный альбом. Или любой трек, к которому Ян МакДональд приложил мастерство и талант. Спасибо, Ян, что ты жил, писал и исполнял МУЗЫКУ. Нам будет тебя не хватать...

Автор заметки - БиС.

#музыка #рок #ian mcdonald #foreigner #творческая биография