Найти тему
Хочу всё знать!

Мировая история: Кем были скифы?

Оглавление
Скифская табличка с изображением оленя, датируемая 400–300 гг. до н.э.  (Изображение предоставлено: Художественный музей Кливленда; Фонд закупок Северанса и Греты Милликин, 1985.77; CC0 1.0 )
Скифская табличка с изображением оленя, датируемая 400–300 гг. до н.э. (Изображение предоставлено: Художественный музей Кливленда; Фонд закупок Северанса и Греты Милликин, 1985.77; CC0 1.0 )

Скифы были кочевниками-скотоводами и грозными воинами.

«Скифы» — это термин, используемый для обозначения разнообразной, но культурно связанной группы кочевников, которые занимали большую часть пастбищ или степей, которые простирались от северного побережья Черного моря до Китая. Иногда также известные как саки или скифы, название «скифы» было придумано древними греками.

«Скифская культура процветала в степях примерно с 800 года до н . , Адриенн Майор, фольклорист и историк из Стэнфордского университета и автор книги «Амазонки: жизни и легенды женщин-воительниц в древнем мире» (Princeton University Press, 2014), рассказал Live Science.

По ее словам, скифы были известны многим древним цивилизациям, в том числе древним грекам, персам, римлянам и китайцам, и они усовершенствовали искусство стрельбы из лука верхом — даже без использования стремян или седел. Они славились свирепостью в бою и мастерами тактики боя «бей-беги».

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СКИФОВ И ИХ ИМПЕРИИ

О происхождении скифов ведется много споров. Согласно греческому историку V века до н.э. Геродоту , скифы первоначально населяли Азию, но были вытеснены на запад враждебным племенем. В конце концов они достигли Причерноморья и восточных окраин Европы, откуда, в свою очередь, вытеснили существующих жителей. Напротив, греческий писатель Диодор Сицилийский , писавший в первом веке до нашей эры, утверждал, что скифы двинулись на север в степной регион с юга, возможно, из современной области Армении или даже южнее вдоль западной границы с Индией.

В другой и гораздо более причудливой истории происхождения Геродот рассказывает, как скифы были потомками могущественного героя Геракла и существа, которое было наполовину женщиной и наполовину змеей . В этой истории Геракл столкнулся с существом во время путешествия по землям к востоку от Греции. Похитив лошадей Геракла , существо потребовало, чтобы, если он хочет их вернуть, ему пришлось бы остаться и спариться с ней. От союза родилось трое сыновей, одного из которых назвали Скифом, ставшим родоначальником скифской знати.

Однако современные историки использовали археологические и генетические данные, чтобы реконструировать происхождение скифов.

«Похоже, то, что мы называем скифской культурой, возникло более 2500 лет назад как сочетание сибирской, восточноазиатской и ямно-евразийской групп », — сказал Майор Live Science. «Подобно тому, как в районе древней Скифии было много разных языков, большое этническое разнообразие также обнаруживается в скифской родословной, особенно по материнской линии. Все исследования до сих пор подтверждают, что скифы не были единой однородной группой».

Хотя генетические исследования многое говорят о составе различных народов земель, когда-то известных как Скифия, полная история еще не известна и до сих пор обсуждается, отметил Майор.

СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ЗАХОРОНЕНИЯ

Открытые пастбища степей — среда обширных равнин и невысоких холмов — были выгодны для скотоводства, и на протяжении тысячелетий люди в этом ландшафте пасли большие стада скота. Скифы не были исключением. Согласно Геродоту, они пасли стада крупного рогатого скота и лошадей, и большинство людей бродило по степям, а не селилось в постоянных жилищах. Согласно Энциклопедии всемирной истории , скифы передвигались по местности в повозках, запряженных волами. Некоторые из этих фургонов были большими и сложными, с несколькими комнатами. Когда несколько повозок ехали вместе, нагромождение напоминало город или большое поселение.

Скифы были организованы в племена, которые не были объединены политически, но имели общий язык, культуру , стиль одежды и стиль искусства. В определенные периоды, например, во время войны или проведения ритуальных мероприятий, различные племена объединялись, образуя более крупные политические единицы или конфедерации. Неясно, были ли в скифском обществе резкие социальные разделения, такие как наследственные элиты, но во многих отношениях они кажутся относительно эгалитарными, сказал Майор, особенно в отношении гендерных ролей.

Исторические и археологические данные указывают на то, что скифские женщины пользовались значительной автономией и привилегиями, с которыми не могли соперничать до наших дней, согласно Энциклопедии всемирной истории . Например, многие скифские женщины служили вместе с мужчинами конными лучниками (подробнее об этом ниже) и могли занимать руководящие должности в скифском обществе. Более того, многочисленные скифские захоронения показывают, что женщин часто хоронили с такими же изысканными подношениями, как и мужчин. В 2019 году, например, было обнаружено захоронение с четырьмя женщинами, в котором были подношения, обычно предназначенные для мужчин, в том числе оружие и золото, сообщает Smithsonian Magazine.

Фрагмент золота скифской работы, найденный на территории современного Киева, Украина.(Изображение предоставлено Андреасом Волоховым через Shutterstock)
Фрагмент золота скифской работы, найденный на территории современного Киева, Украина.(Изображение предоставлено Андреасом Волоховым через Shutterstock)

Геродот упоминал о существовании скифских «царей», используя термин «царские скифы» для обозначения этой группы. Он указал, что они были отдельным племенем и жили на территории нынешней южной части Украины, непосредственно к северу от древнегреческих городов, которые группировались вокруг Черного моря. Геродот указал, что они обладали значительной политической и военной властью и что они были наследственной элитой, но неясно, каково их отношение к другим скифским племенам.

Когда царственный скиф умирал, готовилась большая могила, состоящая из «большой четырехугольной ямы в земле», и, согласно Геродоту , тело человека помещалось внутрь . Индивидуум был похоронен со своими «наложницами, виночерпием, поваром, конюхом, оруженосцем и посыльным, помимо лошадей, начатков всего остального и золотых кубков», — писал Геродот (в переводе с древнегреческого). Затем вассалы короля засыпали могилу землей и возвели насыпь, «ревностно соперничая друг с другом, чтобы сделать ее настолько великой, насколько это возможно».

Археологи раскопали некоторые из этих высокопоставленных гробниц, которые называются курганами. Один из них, найденный в южной Сибири, датируется 2800 лет назад и был шире, чем длина футбольного поля, ранее сообщал Live Science . Он содержал захоронение мужчины и женщины и был заполнен золотыми украшениями, оружием, богато украшенными чашами (некоторые со следами наркотиков, таких как опиум) и другим погребальным инвентарем.

СКИФСКАЯ ОДЕЖДА И ТАТУИРОВКИ

Несколько классических писателей упоминают отличительную одежду скифов, описывая мужчин в остроконечных шапках, ярких туниках и, что наиболее характерно, в длинных брюках, доходивших до щиколоток. Скифы любили сложные узоры, замысловатую вышивку и смелые цвета. Мужчины и женщины носили сапоги, которые, как и скифская одежда в целом, были красочными и украшены множеством рисунков и узоров. Один из них, женский ботинок, был найден в горах Алтая в Центральной Азии и датируется примерно 2300 лет назад, сообщает ZME Science .

Скифы были известны своей практикой татуировки. Изображения реальных и мифических животных, многие из которых выполнены в виде очень стилизованных узоров, были особенно заметны на руках и ногах. По данным The Siberian Times , мумия молодой женщины, получившей прозвище Принцесса Укока, была найдена в 1993 году; она продемонстрировала серию сложных татуировок, в том числе изображения оленя , пантеры и грифона. Другие татуированные мумии были найдены по всему древнему скифскому региону.

2400-летняя мумия принцессы Укок, или Принцессы Алтая, была найдена в 1993 году в кургане в Алтайской Республике. «Ледяная дева» имеет сложные татуировки и является редким примером одинокой женщины, получившей полную церемониальную деревянную гробницу в пятом веке до нашей эры, в сопровождении шести лошадей.(Изображение предоставлено CPA Media Pte Ltd / Alamy Stock Photo)
2400-летняя мумия принцессы Укок, или Принцессы Алтая, была найдена в 1993 году в кургане в Алтайской Республике. «Ледяная дева» имеет сложные татуировки и является редким примером одинокой женщины, получившей полную церемониальную деревянную гробницу в пятом веке до нашей эры, в сопровождении шести лошадей.(Изображение предоставлено CPA Media Pte Ltd / Alamy Stock Photo)

СКИФСКИЕ ВОИНЫ И ОРУЖИЕ

Геродот писал о военной доблести скифов, очень подробно описывая этот аспект их жизни и классифицируя их как «непобедимых и неприступных». Скифские воины могли достичь высокого статуса благодаря мастерству в бою. «[Скифский воин] нес своему царю головы всех, кого он убил в бою, ибо он получает свою долю добычи, если принесет голову, но не иначе», — писал Геродот  (перевод с древнегреческого).

Скифы были особенно известны своим умением конных лучников.

«Скифские конные лучники, мужчины и женщины, вызывали восхищение и страх у греков, римлян, персов и китайцев, чья Великая стена была построена для защиты от них», — сказал Майор.

Основным оружием скифов был составной лук , сделанный из дерева, рога и сухожилий. Это было удивительно прочное и точное оружие. Скифские воины также несли множество другого оружия, такого как топоры, мечи, копья и булавы. Их военное мастерство было признано многими окружающими их цивилизациями, и скифские воины часто служили наемниками в иностранных армиях, например, в Персидской империи и войсках греко-персидского царя Митридата VI .

СКИФСКИЕ ЖЕНЩИНЫ И МИФ ОБ АМАЗОНКАХ

Скифов часто связывают с легендой об амазонках — свирепых женщинах-воительницах, которые занимают видное место в древнегреческой мифологии. Диодор Сицилийский был одним из древних писателей, утверждавших выдающуюся военную роль скифских женщин. «Ибо у этих народов женщины готовятся к войне так же, как и мужчины, и в актах мужественной доблести ничуть не уступают мужчинам. Следовательно, выдающиеся женщины были авторами многих великих дел», — писал он (перевод с древнерусского) . греч.).

Майор исследовал связь между мифом и реальностью этих стойких женщин-воинов.

«Греческие писатели, такие как Геродот, Платон, Страбон и Павсаний, связывали мифических амазонок с реальными женщинами из плоти и крови среди воинственных скифских кочевников степей», — сказала она. «Теперь, благодаря недавним захватывающим археологическим открытиям более 300 древних женщин, некоторые с боевыми ранениями, захороненных вместе с оружием и лошадьми в древней Скифии, мы знаем, что греческая литература и искусство об амазонках находились под сильным влиянием жизни степных кочевников. конные лучники».

Битва между амазонками и греками, изображенная на саркофаге римского периода, датируемом началом третьего века нашей эры.(Изображение предоставлено: PHAS/Universal Images Group через Getty Images)
Битва между амазонками и греками, изображенная на саркофаге римского периода, датируемом началом третьего века нашей эры.(Изображение предоставлено: PHAS/Universal Images Group через Getty Images)

СУМЕРКИ СКИФСКОГО МИРА

Геродот описал великую войну между скифами и персами при Дарии I из династии Ахеменидов . Она началась в 513 г. до н.э., когда Дарий вторгся в скифские земли, намереваясь подчинить себе живших там людей и подчинить их персидскому игу. Но кампания оказалась катастрофической; Измученная скифской конницей, утомленная долгими переходами и безжалостной необъятностью земель, которые они пытались завоевать, персидская армия в конце концов повернула назад. Это поражение позволило скифам расширить свое влияние, двигаясь на запад, в северную Грецию и Фракию.

А вот скифам несколько веков спустя не так повезло. Их власть ослабла, когда они потерпели ряд военных поражений, сначала от рук Филиппа II Македонского (отца Александра Македонского ) в 339 г. до н.э., а затем от сарматов, народа, культурно и лингвистически родственного скифам, в длительный конфликт, который длился с четвертого века до нашей эры до второго века нашей эры, согласно Britannica . Они также потерпели крупное военное поражение во втором веке до нашей эры, когда Митридат VI, царь Понта в северной Анатолии, нанес решительное поражение скифским войскам и включил скифских воинов в свою армию.

Тяжелый удар по скифскому обществу и политической гегемонии был нанесен в четвертом веке нашей эры, когда скифы были опустошены гуннами, конными воинами-кочевниками из Евразии, которые под предводительством своего правителя Аттилы вторглись в Европу в пятом веке нашей эры. Согласно Энциклопедии всемирной истории , в это время скифы могли быть ассимилированы готами . Некоторые ученые считают, что осетины , населяющие части юга России и Кавказского горного региона, могут вести свое происхождение от скифов.

Мэр, однако, предупредил, что рассказы об окончательной гибели культуры могут ввести в заблуждение.

«Хотя древняя скифская культура, какой ее знали древние греки, римляне и персы, увяла с потрясениями в Средние века, вымиранием или интеграцией с другими племенами и подъемом ислама — и несмотря на современную историю непрерывных завоеваний, перемещений, угнетения, и другие бурные события — скифские традиции никуда не исчезли», — сказала она. «Скифские обычаи и навыки конной стрельбы из лука сохранились у парфян, монголов и других народов, а скифские навыки верховой езды и стрельбы из лука и эгалитарные ценности сохраняются в некоторых кочевых и полукочевых группах, живущих в Центральной Азии сегодня».

Оригинал статьи

Благодарю всех за прочтение статьи.

Понравилось? Ставим палец вверх.

Обязательно делимся с друзьями и знакомыми.

Подписываемся на канал!