Крискентия – имя святой мученицы, пострадавшей за ребёнка, которого выкормила (и выкрала).
Жил римский вельможа-сенатор Гилас, язычник, у него был сын Вит (Vitus), его воспитателем был Модест, а питательницей (т.е. кормилицей) – Крискентия. Воспитатели привили Виту веру в Христа. Когда Гилас пытался отвратить сына от веры (роскошь, девки, жратва), тот не дрогнул, а вос- и просто питатели тайно увели его из родительского дома. Вит начал "чудить" (совершал чудеса исцеления).
Модесту с Витом пришлось предстать перед судом императора Диоклетиана. Вита то в олово кипящее (а ему как вода), то льва на него (а тот ласкается), а затем его уже с учителем пытали, повесив на столбах и строгая железными когтями (СТРОГАЯ ЖЕЛЕЗНЫМИ КОГТЯМИ). Крискентия, выйдя из толпы зрителей, исповедала себя христианкой и укорила императора за жестокость. Её подвергли такому же мучению.
По молитвам Вита об избавлении сделалось землетрясение. Ангел снял мучеников со столбов и перенес в Капаччо, область Лукания (ныне область называется Базиликата, чуть южнее Кампании, где Неаполь). Там они предали богу свои души.
Св. Крискентия почивает в базилике св. Мартина, Маджента, Италия. Мощи святого Вита были перенесены в Прагу. Князь Вячеслав Чешский построил знаменитый Собор св. Вита.
А уже позже появилась странная танцевальная мания, которую назвали пляской святого Вита (иногда пишут "Витта"), потому что танцевальные маньяки ждали от Вита чуда исцеления. Причиной этих странных танцев называли и корчи больных эрготизмом (огнём святого Антония), и странные движения больных хореей, и просто любое умопомрачение, доводившее танцующего до исступления. А из этих плясок неё родилась зажигательная итальянская тарантелла.