Найти тему
Zemlino.FM

Судьба экипажа

Долгое время в лесу на улице Лесной в квартале Новое Землино стояла старая ель со срезанной верхушкой и был выложенный камешками, огороженный небольшой холмик. Местные жители помнили и передавали из поколения в поколение историю о могиле лётчика. Но сейчас уже ничто не напоминает об этом. Просто тропинка в лесу от улицы к дороге из плит да еловые ветки. Лишь опытный взгляд заметит заросший земляной отвал на месте работы поискового отряда.

История этого захоронения может стать хорошим сценарием для исторического фильма.

22 декабря 1941 года при разведывательном полёте с целью фотофиксации вражеских позиций в небе над Дорохово немецкой зенитной артиллерией был подбит советский фронтовой бомбардировщик ПЕ-2.

Самолёт ПЕ-2 и экипаж в зимних условиях
Самолёт ПЕ-2 и экипаж в зимних условиях

В состав экипажа машины входили:

  • командир экипажа, лётчик, капитан Жигаев Александр Яковлевич (1909 - 1988)
  • штурман, стрелок-бомбардир, старший лейтенант Кулак Григорий Дмитриевич (1913 - 1941)
  • стрелок-радист, сержант, Рубинштейн Янкель Шлёмович (1913-1941)

Разрыв первого зенитного снаряда убил стрелка-радиста Рубинштейна, разрыв второго снаряда повредил основной топливный бак самолёта. Горящая машина в неуправляемом планировании, срубив верхушку старой ели, упала на окраине деревни Землино в 15:00

Командир экипажа Жигаев выпрыгнул с парашютом на высоте 200 метров и остался жив.

Жигаев Александр Яковлевич
Жигаев Александр Яковлевич

Был схвачен немцами в деревне Грибцово, где ночевал после падения машины. В короткие сроки этапирован в лагерь советских военнопленных в Можайске, откуда сумел сбежать через 2 дня. Затем месяц прятался в самом Можайске у местных жителей до подхода передовых частей РККА. Вернулся в расположение своей части.

…Во время раскрытия парашюта от сильного аэродинамического удара с левой ноги соскочил унт. Во время приземления я сильно ударился и подломил в ступне левую ногу. От дороги ко мне бежали 2 человека, вероятно, немцы. До лесу было метров пятьсот. Я побежал по снегу в лес, но так как бежать было трудно, я сбросил второй унт, а затем сбросил зимний комбинезон и шлемофон и побежал в лес. В лесу я проходил 12 часов – всю ночь, и перед утром набрел на деревню. Я дошел до крайнего дома. В дом не пошел, а пошел в сарай, решил переждать до рассвета. В сарае был мешок соломы. В сарае в навоз спрятал свой пистолет, а все документы, за исключением старого удостоверения личности, спрятал в подпол в щель и засыпал навозом и соломой, после чего я забрался в мешок и в солому и уснул. Проснулся я от окрика. Когда открыл глаза, то увидел перед собой немца с винтовкой и на улице еще было несколько человек. 23 декабря меня утром повели в дом в деревне Грибцово, где оказался штаб, как я уже позже узнал, артиллерийской части. Там меня через переводчика допросили.После допроса меня посадили в автобус с двумя сопровождающими и отправили в Можайск в лагерь для военнопленных. 24 декабря утром меня отправили в лазарет для военнопленных, который находился в холодном каменном сарае в г. Можайске. Там находилось человек 10 тяжелораненых командиров. Как только я прибыл в лазарет, меня познакомили с молодым парнем, который после небольшой беседы предложил мне бежать из лазарета. И я дал согласие. И 25 декабря вечером, часов в 18-19 с помощью товарища ушел из лазарета…

После 5 месяцев проверки в фильтрационном лагере НКВД в Казани, вернулся в строй в прежнем звании, но на новое место службы в 8-ю запасную авиабригаду (ЗАБ) на должность командира звена, а в дальнейшем – начальника отдела приема и передачи матчасти. С января 1944 г. по октябрь 1945 г. служил в 46 запасном авиационном полку в должности заместителя командира авиаэскадрильи . После войны ещё год работал летчиком полярной авиации. Из жизни Александр Яковлевич ушел в 1988 году.

Штурман Кулак Григорий Дмитриевич погиб при падении самолёта.

Кулак Григорий Дмитриевич
Кулак Григорий Дмитриевич

Его тело выбросило из машины. Все ценные вещи, документы и тёплая одежда были изъяты немецкими мародёрами. Тело осталось лежать у разбитой машины до весны 1942 года. Когда сошёл снег, местные жители увидели погибшего. По оставшимся при нём фотографиям семьи и письмам из дома вышли на связь с женой погибшего героя. Похоронили Григория Дмитриевича рядом с остатками самолёта. Именно за его могилой следили местные жители и передавали легенду о падении самолёта, т.к. материальных символов того события - основных частей самолёта - не осталось. Они все были растащены на хознужды и на сдачу металлолома.

Местный житель – подросток Саша Андрианов после освобождения Подмосковья написал жене погибшего лётчика Елене Денисьевне Кулак письмо с подробностями обнаружения и захоронения погибшего летчика. Приведем выдержки из письма от 5 мая 1942 г. (здесь и далее стиль сохранен):

-4

Переписка с семьей штурмана продолжилась. Из письма от 3 августа 1942 года:

-5

По сообщению родственников никто из них на могиле Г.Д. Кулака не был, так как толком не знали, где она. Могила на этом месте просуществовала до середины 1970-х годов, а затем останки Григория Дмитриевича были эксгумированы и перенесены в одну из братских могил на территории Можайского района. Сейчас существуют 2 памятные таблички с именем Кулака Г.Д.: одна у братской могилы на 92-м км Можайского шоссе, вторая у братской могилы на 96-м км Минского шоссе на перекрёстке "у самолёта" со стороны современного аэродрома.

По словам к.и.н. С.И. Садовникова, редактора журнала "Военная археология"и соавтора серии статей про упавший в Землино самолёт, все многочисленные попытки выяснить точное место перезахоронения Г.Д. Кулака в 1970-х не привели к положительному результату. Ни по линии РВК, ни по документам Книги Памяти Московской области, ни по информации родственников Кулака Г.Д. Опросы жителей д. Землино также к успеху не привели.

Стрелок-радист Рубинштейн Янкель Шлёмович погиб в воздухе от взрыва первого зенитного снаряда. Его сильно фрагментированные останки обнаружила вместе с мелкими остатками обшивки самолёта сводная поисковая группа из городов Электросталь, Москва и Коломна в октябре 2011 года.

Эти вещи принадлежали стрелку-радисту Янкелю Рубинштейну
Эти вещи принадлежали стрелку-радисту Янкелю Рубинштейну

8 декабря 2012 года часть найденных останков Янкеля Шлёмовича Рубинштейна была торжественно захоронена в братской могиле на 96-м километре Минского шоссе на перекрёстке «у самолёта», на стороне «аэрограда Можайский». Церемония захоронения прошла с отданием воинских почестей. В ней принимали участие члены поискового отряда «Надежда» (именно они обнаружили останки Я. Рубинштейна), представители администрации Можайского района, военком Можайского района, студенты колледжа автоматизации и информационных технологий № 20, члены военно-патриотического клуба «Дозор» и многие другие неравнодушные люди. На могиле была установлена плита с именами воинов-героев Г.Д. Кулака и Я.Ш. Рубинштейна.

Траурная церемония захоронения останков Янкеля Рубинштейна
Траурная церемония захоронения останков Янкеля Рубинштейна

В торжественном мероприятии принимал участие внук Кулака Г.Д. и Неонила Цыганок, методист отдела образования, учитель истории СШ № 2 г. Осиповичи, Могилёвской области Белоруссии. Поиск родственников Янкеля Шлёмовича до сих пор не увенчался успехом.

Информационный лист на найденные на месте падения самолёта предметы. Часть останков Я.Ш. Рубинштейна всё ещё не захоронена
Информационный лист на найденные на месте падения самолёта предметы. Часть останков Я.Ш. Рубинштейна всё ещё не захоронена

автор: Д.В. Денискин
инстаграм: Zemlino.FM

По материалам статьи С.И. Садовникова и С.М. Каткова "Судьба экипажа ПЕ-2, сбитого под Москвой в 1941 г." (Вестник архивиста, 2014 г.), сайтов pamyat-naroda.ru, mishpoha.org

#краеведение #землино #усадьба шелковка #рузский район #эхо войны #дорохово #память народа #шаликово #моденово #самолет