Найти тему
Sandr Fill

Как привить детям любовь к книгам. Наш опыт.

Оглавление

Моей старшей дочери Софье 6 лет. Она самостоятельно читает книги: изучает детские энциклопедии, читает сказки и рассказы. Софья даже читает вслух книги Марье – своей младшей сестренке (2,5 года).

Мои дочки любят книги. И в этой статье хочу рассказать о том, как нам удалось привить своим детям любовь к книгам.

Приветствую тебя на канале Sandr Fill.
Здесь я делюсь своими знаниями и личным опытом.

Хочу сразу сказать, что мы хотели именно привить нашим детям любовь к книгам, а не просто научить их читать.

Чтобы дети сами хотели читать, чтобы чтение вызывало у них интерес и увлеченность.

Для чего вообще нужно читать книги?

Чтение книг – очень важный процесс для развития человека. Очевидно, что чтение книг:

  • увеличивает словарный запас и повышает уровень грамотности;
  • улучшает речь и умение чётко и ясно выражать свои мысли;
  • расширяет кругозор;
  • формирует навыки самообразования.

Кроме того, благодаря чтению книг у человека развиваются: воображение, мышление, память, интеллект и концентрация внимания.

Поэтому я считаю, что чтение книг – очень и очень полезный навык, который следует привить ребенку как можно раньше.

Расскажу про наш опыт.

Когда Софье было полгода, ей бабушка подарила первые книги. Это были красочные яркие книжки с музыкальными эффектами. И ещё одна большая книга для детского развития. С того момента мы постоянно приобретали новые книги для Софьи.

Первые книги для Софьи. Фото Автора.
Первые книги для Софьи. Фото Автора.

В первых книгах было мало слов и много картинок. Следовательно, мы не читали книжки, а вместе с дочкой рассматривали их и объясняли, что нарисовано на картинке. В последующих книгах текста было больше, но и иллюстрации были на каждой странице. Так, постепенно мы двигались к чтению книг с минимальным количеством картинок.

Что касается содержания книг, придерживались той же стратегии. Сначала были простые стишки, затем короткие сказки, которые сменились на длинные сказки и рассказы. После ещё добавили красочные энциклопедии.

Практически ежедневно мы читали книги. С раннего детства мы создавали у Софьи привычку читать. Ещё внедрили чтение, как приятный ритуал перед сном (укладывать спать стало гораздо легче).

Первое время чаще всего книги для дочки читала жена. Я в то время много работал и не получалось проводить много времени с семьёй. Но когда предоставлялась возможность, тоже с удовольствием читал Софье книжки. Так же в разные периоды были задействованы бабушки, когда находились рядом.

Чтение книг мы старались преподносить как интересное развлечение. Сначала мы проявляли инициативу и предлагали почитать книжки. Если Софья не хотела, то не настаивали на этом. Если соглашалась, предоставляли ей право выбора книги (потому часто приходилось читать одну и ту же книгу по несколько дней). Со временем она стала сама просить почитать ей. И мы старались находить время на это.

Книги всегда были на видном и доступном месте для Софьи. Чтобы она в любой момент могла сама их взять и полистать. Книги покупали часто, книг становилось всё больше и ей было из чего выбирать. Она брала, рассматривала, делала вид, что читает.

Домашняя детская библиотека на данный момент. Фото Автора.
Домашняя детская библиотека на данный момент. Фото Автора.

Мы, конечно, и сами читали книги для себя – подавали пример.

А ещё мы создавали такие условия проживания, чтобы чтение было в приоритете, где бы мы не жили (переезжали мы часто).

Во-первых, мы давно отказались с женой от просмотра телевизора. В зависимости от того, где мы жили, у нас его либо не было, либо он был, но не включался вообще.

Во-вторых, мы сознательно не торопились с показом мультфильмов Софье. До 2-3 лет мультики она смотрела крайне редко. У нас вместо них были книги.

Конечно, проще включить ребенку мультфильм и у тебя появиться время на себя. В то время, как на чтение книги для детей нужно наоборот потратить своё время.

Только вот книги развивают ребёнка, совместное чтение укрепляет ваши взаимоотношения с ним. А что развивает просмотр мультика?

Сейчас мультфильмы мы включаем, но в основном в качестве вознаграждения. Книги, как всегда в свободном доступе.

Мы создаём такие условия специально, так как понимаем, что ребенок ещё не может делать сознательный выбор. Если дать ему выбор, то про книжки он забудет надолго.

***

В итоге, у Софьи сформировался устойчивый интерес к книгам. В 3-4 года мы с ней изучали и учили буквы. Подводили к тому, чтобы ей самой захотелось научиться читать. В 4-5 лет были первые попытки научить читать. Но у неё не получалось и она быстро теряла интерес. Отложили затею. А в 5,5 лет Софья уже просила научить её читать. Начал учить и она за полгода научилась. Сейчас читает самостоятельно. Читает даже для сестрёнки Марьи.

Марья тоже любит книги. Сама выбирает и просит почитать ей. И мы ей читаем.

В отношении Марьи мы используем всё те же методы. Они уже проверенные нами. С Марьей даже легче получается. Теперь ещё и Софья является примером для подражания.

***

Sandr Fill.