Ноябрь прошлого года был юбилейным в истории русской литературы: отмечали 200 – летие со дня рождения Ф.М.Достоевского. Вспомнили в связи с этим Тверь. Некоторые литературоведы выразили мнение, что Тверь и Достоевский тесно связаны. Не могу с этим согласиться. Потому что это далеко не так. В жизни Достоевского Тверь – лишь небольшой эпизод длиной около пяти месяцев, с августа по декабрь 1859 года, и, по его мнению, не лучший.
Вспомним из биографии Фёдора Михайловича, что за участие в кружке Петрашевского в 1849 году он был приговорен к смертной казни, которую в самый последний момент заменили на четырехлетнюю каторгу, позже -- на бессрочную ссылку в Сибирь. Но в 1859 году за «примерное поведение» и в связи с женитьбой он был освобожден. Ему разрешили выбрать любое место проживания, кроме Москвы и Петербурга.Тогда в августе 1859 года Достоевский по возвращении из семипалатинской каторги и сибирской ссылки выбрал Тверь из – за её удобного местоположения между двумя столицами. Вернулся из Сибири он не один, а со своей женой Марией Дмитриевной и пасынком Пашей Исаевым. Доказано, что поселился в Твери в гостинице Гальяни. Местные тверские краеведы до сих пор спорят, где находилось это здание и сохранилось ли оно? Причем называются разные адреса.
Если говорить о гостинице Гальянова, то это была в то время одна из лучших и дорогих гостиниц в городе, построенная в конце XVIII века обрусевшим итальянцем Петром Дементьевичем Гальяни, русифицированная фамилия которого звучала как Гальянов. Гостиница находилась недалеко от почтовой площади. Есть письма писателя, указывающие этот адрес. Так, 23 октября Федор Михайлович подтвердил в письме в Семипалатинск своему бывшему командиру Гейбовичу. Он называет этот адрес: в доме Гальянова, близ почтамта. И далее следует рассказ: «Наконец, после долгих страданий, прибыли в Тверь, остановились в гостинице, цены непомерные. Надо нанять квартиру. Квартир много, но с мебелью ни одной, а мебель мне покупать на несколько месяцев неудобно. Наконец, после нескольких дней искания, отыскал квартиру не квартиру, номер не номер, три комнатки с мебелью за 11 рублей серебром в месяц. Это еще слава богу».
Но это свидетельство того факта, что Достоевский проживал в Твери не по одному, а по двум адресам. Первым была дорогая гостиница, оказавшаяся не по карману, вторым -- три дешевые комнатки, которые, возможно, тоже находились по адресу: «в доме Гальянова близ почтамта». Но не в гостинице, а во флигеле, где – то во дворе.
-- Домовладения менялись, -- пишут краеведы, -- именно поэтому трудно сказать, что гостиница Гальяни или другое место проживания Достоевского располагались неподалеку от почтамта на Почтовой площади.
Наиболее вероятна та версия, что изначально, по приезде в Тверь, Достоевский не мог нигде остановиться, кроме гостиницы. Той, на которую он указывает. Куда он мог податься, кроме гостиницы, если никаких знакомых и друзей в Твери у него не было? А затем уже принялся искать жилье подешевле. Здание этой гостиницы связано не только с именем Достоевского. Здесь бывал А.С.Пушкин. Вот последующая история этого здания.
Здание гостиницы Гальяни на улице Володарского, где останавливались Пушкин и Достоевский, было реконструировано под офис «Тверьуниверсалбанка» и стало первым качественным опытом реконструкции зданий в историческом центре Твери. Бульвар Радищева в 90 -- е годы заполонили мальчики в белых рубашках, красивых пиджаках и ярких галстуках. Быть банковским клерком тогда значило, что жизнь состоялась. Тогда банк активно двигался к процветанию. Единственный из региональных финансовых учреждений вошел в первую десятку банков России. По проекту архитектора Александра Черкасова началось строительство огромного нового здания «Тверьуниверсалбанка» – нынешнего торгового центра «Олимп». Размах был огромный: сегодня такие размеры центральных офисов по плечу лишь таким гигантам, как «Газпром»!
Все рухнуло в президентские выборы 1996 года. Совет директоров «ТУБа» тогда возглавлял Николай Иванович Рыжков, бывший премьер-министр СССР. Банк подозревали в том, что он финансировал избирательную кампанию Геннадия Зюганова. Лицензия у «Тверьуниверсалбанка» была отозвана на следующий день после того, как на выборах, «не приходя в сознание», победил Борис Ельцин. И вся Тверь забегала вокруг здания на Володарского в попытках как-то выцарапать из банка свои деньги. И банк выстоял.
«Тверьуниверсалбанк» стал единственным банком в России, который вернул себе лицензию по суду и расплатился с долгами. Но это уже другая история и небольшое отступление от темы.
В Твери Ф.М.Достоевский работал над крупными произведениями -- "Записки из мертвого дома", "Униженные и оскорбленные", «Бесы». Завершены они были позднее. Также в Твери он готовил собрание своих сочинений в двух томах, вышедшее уже в Петербурге.
У литературоведов нет сомнений, что город, в котором происходят события, особенно описанные в «Бесах, -- Тверь. В романе просматриваются многие совпадения.
Тем не менее, о пребывании Федора Михайловича в Твери особо и не вспоминают. У тверичан намного популярнее А.С. Пушкин. Увековечен в двух памятниках, при том, что не жил в Твери, а бывал только проездом. Но Пушкин слова плохого не сказал о Твери.
А Достоевский излил поток недовольства и грязи.
Тверь наводила на него тоску и уныние, ничем не лучше тюремной ссылки.
Об этом он размышлял через месяц после приезда, в сентябре 1859 года в одном из писем: «Теперь я заперт в Твери, и это хуже Семипалатинска. Хоть Семипалатинск в последнее время изменился совершенно (не осталось ни одной симпатичной личности, ни одного светлого воспоминания), но Тверь в тысячу раз гаже. Сумрачно, холодно, каменные дома, никакого движения, никаких интересов, — даже библиотеки нет порядочной. Настоящая тюрьма! Намереваюсь как можно скорее выбраться отсюда...».
Просьбу о переезде из Твери в Петербург Достоевский мотивировал плохим состоянием здоровья и желанием воспользоваться в Петербурге советами врачей, а также трудностями с занятием в Твери литературным трудом, что тяжело отражалось на материальном положении.
Светлана Васильева, профессор кафедры истории и теории литературы так оценивает эту ситуацию: "Ему хотелось воли, простора, встреч с коллегами, а они все находились в столицах и он чувствовал себя здесь в вакууме каком-то".
Из тверского вакуума Достоевский вырвался уже в декабре 1859 года, переехав в Петербург. В Твери же в его честь открыли памятную доску, да назвали скромную улицу в Затьмачье, известном своими деревянными усадьбами.
Вот отзыв одного коренного тверичанина: «Дело не столько в Твери, сколько в самом Достоевском. Среди моих знакомых и друзей есть тоже депрессивные личности, которым везде плохо. Один, кстати, коренной тверичанин, ныл-ныл, что Тверь серый пасмурный город, без перспектив развития, в итоге переехал в другой, процветающий, на его взгляд. Теперь по скайпу ноет и оттуда, без работы сидит.»
Ну а по моим личным наблюдениям, Тверь на месте не стоит. Город вполне интересный. По застройке, многообразию старинных зданий как Санкт – Петербург, только в гораздо меньшем размере. 425 тысяч населения. Это город студенчества. Много средних специальных учебных заведений. Развиваются университеты, филиалы московских и санкт – петербургских вузов. Благоустраиваются улицы, парки скверы, дворовые территории, строятся не только торгово – развлекательные центры, а и целые микрорайоны жилых домов.