(Чудеса Псковского моря)
Недалеко от Пскова в Псковском озере, которое местные называют морем, есть три удивительных острова: Талабск, Верхний и Талабенец. На самом деле официальные названия двух островов Талабского архипелага другие.
В большинстве современных путеводителях и экскурсионных программах Талабск обозначен, как остров им. Залита, а Верхний, как остров им. Белова. Дело в том, что острова «Залит» и «Белов» были переименованы в честь красных комиссаров - Яна Залита и Ивана Белова, которые устанавливали в этих местах советскую власть. По одним данным островитяне этих товарищей утопили в озере. По другой информации - их казнили белогвардейцы. В память о тех событиях на острове есть и бюст Ивану Залиту, и редкий монумент Ленину, где вождь не в кепке, а в… шапке-ушанке.
Приверженцы противоречивых версий до сих пор спорят, приводя свои аргументы. Однако местные жители принципиально называют острова их исконными именами. К слову, согласно преданию, Талабские острова названы в честь их первопоселенца рыбака по имени Тал из племени чудь, которое обитало в этих местах еще в XI веке. Да и туристы едут на острова вовсе для того, чтобы почтить память революционеров, а за… чудом.
Добраться до чудесных островов можно только по воде. Для этого надо приехать в деревню Большая Толба (в 25 км от Пскова) и найти у извилистой речке Толбы причал, от которого местные жители перевозят желающих на острова.
С учетом того, что в последнее время острова все больше адаптируются под туристов там можно без труда найти и гостевые дома и людей, которые помогут сориентироваться с маршрутом по местным достопримечательностям. Не так давно на острове, на самом берегу озера появилась гостиница и ресторан.
Когда попадаешь на главный остров архипелага - Талабск, сразу становится понятно, что здесь самый настоящий рыбацкий рай. На воротах местных дворов сушатся рыболовные сети.
Чуть ли не у каждого дома на набережной импровизированный прилавок с копченой, соленой и сушеной рыбой на любой вкус: судак, лещ, окунь, щука, снеток (вид озерной корюшки). А как же иначе, ведь испокон веков здесь жили рыбаки. В былые времена они добывали до пяти тон снетка, который высушивали в специальных печах. Этот деликатес местные рыбаки, которые были в списке поставщиков императорского двора, отправляли на продажу не только в Петербург и Москву, но и в Ригу, и даже Варшаву.
Рядом с рыбкой местные сувениры – отшлифованные волнами озерные камешки с нарисованными на них достопримечательностями острова.
«Это храм Николая Чудотворца, его называют звуковым маяком, потому что раньше звон его колокола помогали рыбакам не заблудиться во время тумана. Когда в советский период церковные колокола хотели переплавить, именно этот довод помог местным жителям спасти колокольню от уничтожения, - рекламирует свой нехитрый товар продавщица разрисованных камешков девочка Оля. - А вот на этом камешке изображен домик нашего батюшки Николая, который с 1958 года до самой смерти был настоятелем нашего храма».
По большему счету именно ради памяти этого самого батюшки - Николая Алексеевича Гурьянова, люди и едут на Талабские острова. Проходим по главной улице Талабска мимо сохранившихся купеческих домов XIX века (в былые времена здесь жили богато).
Сворачиваем на тропинку, ведущую вглубь острова, и оказываемся у простенького деревянного домика, утопающего в зелени. Именно здесь, сорок четыре года прожил один из почитаемых старцев Русской православной церкви, чудотворец и провидец Николай Гурьянов, который стал одним из прототипов главного героя фильма Павла Лунгина «Остров».
К старцу приезжало в день по триста человек не только из России, но и из-за рубежа. У калитки его дома можно было встретить людей разных возрастов и социального статуса. В трудный период своей жизни приезжала сюда и известная советская и российская рок-певица Ольга Кормухина. С тех пор певица и ее муж, лидер группы «Парк Горького» Алексей Белов, стали частыми гостями острова, принимали участие в его жизни и даже купили в Талабске дом.
Старец Николай принимал всех, излечивал душевные и физические заболевания, находил по фотографии пропавших без вести людей, предсказывать будущее. После беседы с ним, людей оставляли грустные мысли, кардинально менялась их жизнь. По воспоминаниям очевидцев, он благословлял веточкой сирени да помазком из тоненькой канцелярской скрепки.
Батюшка ушел в мир иной в августе 2002 года на 94-ом году жизни. По рассказам очевидцев, во время его отпевания остров окутал белый густой туман.
С тех пор люди совершают паломничества на его могилу. Ведь еще при жизни отец Николай говорил: «Меня не станет, приезжайте на могилку. Я вам еще больше помогать буду».
По негласным правилам, на могилке надо поставить свечку и обратиться к Гурьянову с просьбой. Люди верят: старец поможет. С собой надо обязательно взять зерна или хлеба, чтобы покормить голубей, как это делал батюшка.
При его жизни голуби жили на колокольне его храма. А когда старец из-за болезни принимал людей в своем домике, птицы поселились в его дворе. Когда он выходил на крылечко, голуби слетались к нему со всех сторон, садились к нему на плечи, голову, руки. Теперь пернатые обитают на кладбище у могилки старца.
А еще у батюшки в домике всегда жили котики, он с ними разговаривал, как с разумными существами. Его любимцем был кот Липа, который ходил за ним как собачка. Говорят, что когда хозяин умер, Липа сидел на его могилке и плакал.
У ворот зеленого домика-кельи нас тоже встретил кот по имени Пушок и проводил до самого крылечка. В доме крохотная прихожая и две смежные комнатки. Все просто. Печка. Много икон.
После посещения Талабска плывем на остров Верхний - самый большой.
«Ой, как вам повезло! - отмечает наш проводник Игорь и указывает в небо, где парит птица. – Видите, это серая цапля полетела. Считается, что увидеть серую цаплю в полете к большой удаче».
Справедливости ради стоит отметить, что серая цапля для этих мест - не редкость. Талабские острова (особенно необитаемый Талабенец) очень любят птицы. Они строят здесь гнезда и устраивают масштабные «птичьи базары» - удивительное зрелище.
Прогулка по острову от одного берега до другого, словно путешествие по разным уголкам России. На севере растет сказочный еловый лес, на западе – березовая роща, а на юге возвышаются сосны, как в Крыму. С высокого берега открывается восхитительные морские пейзажи на песчаные дюны и цветочные луга.
Есть на острове и свой храм - Петропавловский. Свою историю он ведет с конца XV века, когда на остров прибыл инок Досифей Верхнеостровский и основал мужской монастырь. Первыми послушниками этого монастыря были морские разбойники, каторжники и прочий беглый люд, скрывающийся в местных дремучих лесах от правосудия.
В начале XVIII века святую обитель сожгли шведы, а через несколько лет на пепелище появился новый храм - уже каменный. В советские годы Петропавловский храм использовался под склад и медленно разрушался. В начале 1990 году его возвратили церкви. В 1994 году здесь проводились восстановительные работы. В ходе реконструкции храма под его алтарем был обнаружен лаз, ведущий в пещерный грот подземной церкви. По легенде где-то под церковью есть целая сеть подземных ходов. Местные экскурсоводы рассказывают, что они вели на берег озера и, скорее всего, их использовали разбойники, грабившие корабли. Говорят, что за стенами обнаруженного подземного храма покоятся мощи Досифея Верхнеостровского. Но это не доказано, точное место захоронения основателя монастыря неизвестно. Пещерную церковь можно осмотреть и сейчас. Она небольшая, но с особенной атмосферой. Богослужения в пещерном храме проходят только при свечах.
Неподалеку от церкви есть еще одно таинственное место - небольшая возвышенность, обозначенная деревянным крестом. Это Досифеева горка. Давным-давно именно здесь высадился инок Досифей, когда впервые прибыл на остров. Здесь же он построил скит с кельей и небольшую Успенскую церквушку. Если верить легенде, то во время нападения шведов церковь эта погрузилась в песок, как град Китеж в воду. Возможно, что когда-нибудь она вновь покажется из песка. Рядом с горкой, действительно, расположен песчаный овраг.
В былые времена на Талабских островах проживало от четырех до пяти тысяч человек. Однако после развала колхоза в 90-х годах прошлого века количество населения стало стремительно уменьшаться. Сегодня здесь проживает менее 150 островитян, большинство из которых в зимнее время уезжают в более комфортные условия. В основном это люди старшего возраста. Хотя в последнее время на острове появляется молодежь. В том числе это приезжие из Петербурга и Москвы, которые покупают на острове домики (возводить новые дома в этих местах разрешается только на старом фундаменте). Селятся здесь люди не для постоянной жизни, а для отдыха от городской суеты.
Засматриваются на острова и инвесторы, пугая местных жителей фантастическими идеями о многоэтажной застройке, клубах и мотодромах. Остается надеяться, что здравый смысл все-таки восторжествует, а развивающийся в этих святых местах туризм будет деликатным и экологичным.
Алла Чередниченко
Фото автора