Евгений Останькович
ГЛАВА 3. БЕЗУМСТВО ЕГИПЕТСКИХ ЖРЕЦОВ
(Парадокс Платона. Несовершенство: мать диалектики или дорога в никуда? Тиран начинает и тиран заканчивает. Почему просветительство привело к рабству. Люди - это куклы? Что мы знаем о спирали цивилизации).
Шторм стихал. Корабль уже не бросало, не кренило и звезды постепенно успокаивались. Они уже не вытворяли кульбиты вокруг мачты, а вернулись в свой привычный и медленный хоровод вокруг Северной звезды - этого мутноватого блеска на черном небосклоне. Межу прочим, жрецы в Фивах говорили Платону, что в будущем на месте этого слабого светила будет красавица Вега - одна из самых подвижных звезд.
- Какая все-таки там, в небесах, справедливость! - подумал философ. - Пусть медленно, но неуклонно центр небесного свода, вокруг которого вращаются тысячи и тысячи светящихся точек, займет лучшая из звезд...
А вот на Земле - не так. Ведь любому здравомыслящему греку понятно, что общество благоденствия возможно только при благоразумном, наиболее ярком царе - светиле, который посчитает за счастье заняться просветительством под руководством мудрого философа. Но не встречал Платон пока таких правителей. Как правило, они, утвердившись в своей силе, низводят на нет гражданские права народа, утверждают жесткий (если не жестокий) режим, попирают справедливость. Потерявший терпение народ свергает тирана и утверждает демократический строй. Но и здесь - несовершенство! При демократии, как правило, правят некомпетентные или неумные люди. Общество шарахается из стороны в сторону. Поэтому власть постепенно переходит к олигархии, чей аристократизм достоин самой высшей похвалы. Но эта аристократия превращается в плутократию - ее портят власть, честолюбие, растущее с каждым днем, накопление денег, рецидивы жадности. Чтобы пресечь коррупцию, вседозволенность нуворишей, народу приходится звать на помощь опять тирана.
Ох, эти тираны ! Упрямо верящий в силу идей и идеалов Платон трижды побывал в Сицилии при дворе сиракузских царей. И каждый раз его просветительство заканчивалось "пшиком". Сперва были беседы с Дионисием Старшим - погрязшим в пьяных оргиях и разврате. Разговоры Платона с сиракузским повелителем о великой миссии царя - думать о народе, о роли нравственного примера первого человека государства, - как правило, кончались ничем, а скорее даже поражением Платона. Дионисий находил свои аргументы в ответ на, вроде бы, неотразимые логические конструкции философа. В конце концов, Дионисию все это надоело и он продал Платона в рабство. Выручили друзья, которые выкупили мыслителя. Неудачно сложился и первый визит к Дионисию Младшему. Во второй раз тиран даже сам умолял Платона приехать в Сиракузы, ибо воспылал царь страстью к просветительству. Встретил он Платона действительно по-царски. Но в скором времени возник даже заговор с целью убийства философа, к организации которого приложил руку садист Дионисий Младший...
Почему же так неподатливы тираны! Почему аристократия меняет свое лицо? В конце концов - почему этот круг движения: (тирания - демократия - плутократия - тирания) вращает сила, которая называется несовершенством? Тут было над чем подумать. Платон был оптимист и долгое время свято верил в доброту, порядочность человеческой природы.
Жизнь же показывала совершенно иное. Но Платон не хотел сдаваться. Для того, чтобы как-то оправдать людей, он создал свою теорию человеческих поступков, дополнив ею модель движения мира.
Круг жизни вращает несовершенство управления, то есть потребность людей (народа) в лучшей жизни. Несовершенство управления - это, конечно, несовершенство самого человека. Но в этом он сам не виноват. Ведь он - кукла в руках богов, игрушка для их потех. По своей воле человек ничего сделать не может. Потому, что через каждого человека протянуты невидимые нити, как через куклу, при помощи которых боги управляют человеком. Дернет Зевс за какую - либо ниточку - и Дионисий Старший погружается в разврат и пьянство. Дернет за иную - золотую - вот и появилось желание у Дионисия Младшего заняться просветительством. Но бог тут же меняет свое решение, и вот с помощью еще какой-то нити царь Сиракуз становится садистом.
Значит, человек ни при чем! Уж очень не хотелось Платону терять веру в добрую природность людей. Кто-нибудь из читателей с высоты своей образованности двадцатого века может усмехнуться: вот какими детьми были эти древние греки! Но не спешите с выводами. Не так уж наивны мыслители того времени. Многие из них уже не представляли богов как неких сверхсуществ, восседающих на Олимпе. Давайте вспомним строки из "Троянок" гениального Эврипида, современника Платона.
- О, кто бы ты ни был, Зевс, Закон ли ты природы, или разум смертных, К тебе обращаюсь я ...
Эдакий неожиданный эврипидовский атеизм в эпоху кризиса афинской демократии был весьма распространен в Греции и было бы странно, если бы Платон оказался в стороне от такого подхода к мифологии. Остается только гадать - что имел в виду Платон по Эврипиду? Законы природы или разум смертных? На разуме, кстати, он уже ожегся. И вот тут напрашивается исторический парадокс. Все великие материалисты до прошлого века были ярыми идеалистами в понимании человека. А вот Платон, открывающий когорту идеалистов?! Пусть не совсем, пусть в силу своей фантазии, сверхпредчувствия. Гений есть гений! Вот только с оценкой движения человечества "по кругу", в котором Платон видел апофеоз совершенства, ему не повезло...
Приближалось утро. Звезды стали блекнуть, только Вега терпеливо продолжала движение по кругу - по-прежнему яркая и голубая, являя пример другим светилам. Платон с грустью вспомнил, что не только о Веге шел разговор с египетскими жрецами. Вега была только поводом к беседе об идеальном движении цивилизации.
- Это мы, - говорил старший жрец, - добились движения Египта по кругу. Наш круг - десять тысяч лет надежности страны и религии, незыблемости жизненного уклада, власти царей, богов и обычаев. А вот ваша Эллада - открытая страна. У вас все движется и течет... по спирали, что означает вечное обновление. А новое не всегда приятно. В упадок приходят твои Афины. Города - государства гибнут одни за другим. Меняются нравы людей. Где твои спартанцы - герои? Вместо них в почете торгаши, алчные чиновники. Вы, греки, не умеете контролировать ход жизни путем жестоких пресечений, а ведь в людях заложено упрямое свойство - искать что-то новое. А это опасно!..
Платон был согласен. Он видел и чувствовал обновление. Оно ему казалось чем-то враждебным, чужим и непонятным, что вызывало страх, ощущение нестабильности.
...При восходе солнца, как сказал капитан корабля, покажется берег Эллады. Его Родины. Он, Платон, посвятит ей свой новый труд о том, как, подобно египтянам, сохранить золотой век эллинов, как "согнуть проклятую спираль в вожделенный круг". Все должно быть основано на строгих запретах нового, на жестоких наказаниях за нарушение старых традиций, норм жизни...
* * *
Теперь мы уже знаем, что попытка египетских жрецов "согнуть спираль в круг" с позиции диалектики была безумием. Со временем их великое государство превратилась в тихую, отсталую, провинцию мирового социума. Не повезло в свое время и эллинам. Через несколько веков после Платона александрийский поэт Мирон писал:
Мне кажется - давно мы, греки, умерли, Давно бредем, как призраки печальные И сон свой принимаем за действительность. А, может быть, мы живы, только жизнь мертва?!
Вот вам и спираль! Но что же это такое? Что мы о ней знаем? В философском словаре слово "спираль" объясняется очень просто. Оказывается, это образное описание развития, применяемое Энгельсом и Лениным при характеристике закона отрицания. Развитие осуществляется так, что в процессе преобразования того или иного явления происходит возврат "к якобы старому", то есть повторение на более высокой ступени некоторых черт и особенностей жизненных ступеней".
И вот тут возникают вопросы. Если это образное описание чуть ли не наших современников, то куда же девать древних египтян и того же Платона? "Спираль" - слово греческое и на русский язык переводится как "виток". Если представить линию развития в пространстве и времени, то получается кривая, которая намотана или наматывается на ось времени. Образ, конечно, хороший, но есть и спиральные галактики, спиральностью характеризуется состояние элементарных частиц, движущихся со скоростями, близкими или равными скорости света. А сколько спиралевидных образований в микромире!
Кстати, Платон, воспринимающий человека как часть природы, заявляя о единстве мира с помощью чисел и фигур, используя математику и геометрию, доказывает, казалось бы, несоединимое - сверхчувственное и чувственное, то самое соединение, которое, как считает философ, характерно для пространства. А способность, которой постигается эта материя, он назвал "фантазией"...
Вот такие пироги! Таким образом, столь ненавистная Платону кривая, которая считается лишь плодом воображения Энгельса и Ленина, может быть и путем развития живой материи - итогом влияния центробежных и центростремительных сил, упорядоченных осью времени.
По поводу центробежных и центростремительных сил в сфере обществоведения сказано очень много в марксистской литературе. Речь идет о борьбе нового со старым, о единстве и борьбе противоположностей и так далее. Но если "заворачивать" нашу спираль в марксистскую упаковку, то придется говорить об общественных противоречиях, борьбе классов, вызывающих поступательные рывки - движения посредством революций. Но, как известно, рытье социальных могил не всегда приносит прогресс, а наоборот отбрасывает назад цивилизованность общества. Где же тут спираль? Не потому ли мы так мало знаем о ней из учебников?
Моя задача - рассмотреть только часть сил спирали, да и то через призму наиболее первичных и природных факторов.
В этом окажут помощь опять-таки Маркс и Энгельс - активные собиратели и синтезаторы мировой мысли. Они не раз подчеркивали, что люди обладают специфическими сущностными силами, то есть потребностями. Их можно назвать силами побудительными, которые в деле движения или развития играют наипервейшую роль в прямом смысле этого слова.