Евгений Останькович
ГЛАВА 1. ПО ЗАДАНИЮ ЗЕВСА
(Вместо пролога)
Ранним утром к Зевсу постучал взбудораженный Гермес, главный вестник Великого Бога. Что-то крикнул, что-то пробормотал, и вот уже через несколько минут, ошалело хлопая глазами, все домочадцы Олимпа заняли свои места у трона Громовержца.
- Что-то случилось в Микенах, - шепнул Артемиде Гефест.
А тем временем Зевс метал громы и молнии.
- Так она и сказала?! - изумлялся и гневался Бог Богов. -Это правда, Гермес?
- Я сам свидетель, - кивнул усталый вестник, весь серый от пыли. Даже его золотые, крылатые сандалии - гордость неугомонного странника - потеряли свой цвет и блеск.
- Так она и сказала! Назвала твое имя: "Помоги, Зевс, мне в этом деле!". А потом схватила топор и давай рубить мужа. Пока я добежал, все было кончено...
- Ты слышишь, Гера? - обратился к жене Эгидодержавный. - Царица Клитемнестра зарубила своего мужа Агамемнона. Ты разве ей не говорила, что брачный союз свят?!
- А как же! Говорила, говорила. Что я, не знаю своих обязанностей, - растерянно бормотала Гера, которая по штатному расписанию Олимпа считалась хранительницей брачного союза.
- Значит, плохо говорила, - свирепел Зевс, - раз царицы себе такое позволяют. И что за потребность такая - мужа топором!...
- О, Великий! - решил вмешаться Гермес. Он понял, что надо прийти на помощь Гере - молодящейся жене Зевса. Хитрая и злая, она могла учинить много неприятностей тому, кто принес такую опасную для нее весть. Лишняя услуга Гере никогда не помешает ему, Богу второй статьи.
- О, Великий! Могла ли твоя несравненная супруга подумать, что Клитемнестра позволит такое? До самой последней минуты она себя вела как самая лучшая ее ученица. Ведь что устроила?
Только корабль с героями Трои подплыл к берегу, грянул оркестр. Толпа народа! Крики: "Слава Агамемнону!" Потом его понесли на носилках, как самого великого гражданина Микен. Ему осталось только самому подняться во дворец. А ступени во дворец Клитемнестра велела покрыть пурпурной тканью. Агамемнон смутился. Зачем, мол, такая честь? Так только Богов встречают. А она ему: "Ты - мой Бог!!" А когда зашли во дворец, схватила топор и давай его...
Ропот возмущения разнесся по Олимпу. - Какой парень был, -вздохнул бог войны Арес. - Как он дрался!
- Тут, наверняка, без Афродиты не обошлось, - встрепенулась Гера, злобно поглядев на прекрасную нестареющую Богиню любви. - Сколько семей по ее воле рассыпалось! А третьего там участника не было? - обратилась жена Зевса к Гермесу.
- Вроде был. Клитемнестра выволокла на балкон какого-то замухрышку Эгисфа. И сказала толпе: "Вот вам новый царь!"
- Но ведь я давно издал указ! - возмутился Зевс. - С матриархатом покончить, бабам своевольничать нельзя. Да и Гера, как сейчас помню, собирала всех цариц. Читала им доклад на тему: "Да убоится жена мужа". Потом еще Харитта, жена Гефеста, делилась опытом семейной жизни. Вон какой Гефест! Хромоногий, вечно в кузне сидит, прокоптился. А как супруга его чтит! В чем дело, объясни, моя мудрая Афина.
Любимая дочь Зевса спокойно встала и смело посмотрела в глаза отцу. Она не боялась его. Уважал Зевс свою дочь, богиню - воительницу, за твердость и мудрость, умение глубоко вникнуть в любое дело.
- Отец! Сколько ты раз сам собирался навести на Земле порядок? И безрезультатно. Нет ничего сложнее человека. Вот Аполлон. Умница, наш социолог, предсказатель. А ведь не сумел предотвратить это убийство - видимо, знаний нам о человеке не хватает!
- Какие там знания! - фыркнул Арес. - Люди - быдло! Они живут, чтобы убивать друг друга. Вот и все знания!
Такая реплика для Ареса была непростительной глупостью. Зевс не любил Ареса, хама, драчуна, любителя крови. И теперь весь гнев он обрушил на непутевого.
- Учиться не надо, говоришь? Все уже знаешь!? А ну, расскажи мне, что такое национальная психология, возмутитель народов!
- Национализм, - осклабился Арес. - Вот-вот! Что ни дерьмо, то оно у тебя на уме. Сошлю-ка я тебя куда-нибудь...
Боги встревоженно переглянулись. Сейчас начнет Зевс куролесить. Не миновать беды.
- Отец! - вмешалась Афина. - Лучше всего о человеке сможет узнать сам человек. Пошли меня к людям. Я дам им задачу. Пусть думают, пусть спорят. В конце концов найдут же они свою главную тайну!..
На Олимпе воцарилась тишина, где-то внизу, у подножия горы, все глуше ворчали громы. Зевс успокаивался...
...Через несколько часов Афина срочно отправилась на Землю, в командировку. Говорят, что вскоре известный мудрец Сократ, собрав своих учеников, вдруг сказал: "Я решил, что перестану заниматься изучением неживой природы и постараюсь понять, почему так получается, что человек знает, что хорошо, а делает то, что плохо?"
А еще говорят, что вскоре после этого Зевс размашисто расписался на командировочном удостоверении Афины: "Задание выполнено". Ой, как поспешил тогда Эгидодержавный! Ой, как поспешил! До сих пор спорят о человеке мудрые мира сего. Спорят и будут спорить. Давайте и мы прикоснемся хотя бы краем к тайне природы человеческих поступков...