Португальская плитка азулежу в интерьерах XVIII и XIX веков.
Керамическая плитка ажулежу, известная также как "португальское стекло", имеет богатую историю, уходящую в XVIII в. Она использовалась в отделке городских улиц и жилых домов в португальских городах. Сегодня эту плитку иногда называют "флорентийской", поскольку впервые она появилась во Флоренции в середине XVI в.
Название "ажулежи" происходит от названия города Ажулар (исп. Ajular). В город стекались ремесленники со всей страны, где они изготовляли стекло, из которого, как и из многих других материалов, изготовлялись в то время предметы быта, одежда, а также многочисленные поделки из стекла и керамики.
В конце XVIII начале XIX вв. были созданы целые заводы по производству ажулепной плитки, а кроме того, специальные центры по ее обработке. Не менее востребовано было и художественное стекло, воспроизводившее по рисунку азулепную плитку, такое, как "хрусталь" ("floricol").
Самыми известными мастерами-кустарями города в период расцвета предприятия конца XVIII первой половины XIX вв., кроме уже упоминавшихся "каноников", были Андраш Карак, Папа Гараин, Йожеф Новак и другие.
Одним из старейших предприятий по производству декоративной керамики и стекла в Португалии была фабрика "Азулежи", основанная в 1767 г. на месте старой, в 1693 г. переехавшей на улицу Карла III, которую, в свою очередь, построил отец мастера и архитектора Мануэла Фирмиана. В 1776 г. появилась фабрика "Сарру, Барруш и Синту", а в 1782 г. "Сартре, Брага да Пена". Так как все здания были построены во второй половине XVIII в., то в них сохранилась в значительной степени ажулярная роспись. К примеру, "Фабрика Азулежа" до сих пор украшена ажулем. В 1808 г. ажуральную роспись в своем заводе соорудил другой крупный мастер Мануэл Фирмиан, сын Энрике.
Отцом другого знаменитого мастера-выжигателя, Камило Жоакима Феррейры (1785-1851), был Артуро ди Жоау Машаду, также ткач и стеклодув, работавший на нескольких фабриках Лиссабон