У настоящего автолюбителя всегда найдëтся время для просмотра любимой спортивной автодисциплины. Кто-то увлекается европейскими автогонками (F1, DTM), кто-то не может жить без раллийных заездов, а кто-то обожает смотреть на заезды по огромным овальным трассам где 40 пилотов на протяжении более 2,5 часов едут со средней скоростью 300 км/ч. В гонке где никогда не узнаешь победителя заранее, где каждый пилот может приехать первым... Это НАСКАР.
Друзья, сегодня пойдет речь об одной из самой интересной гоночной серии в мире и я постараюсь вас убедить, что это не просто автогонки - это целое искусство.
Что вы знайте о НАСКАР? Скорее всего что куча народу на мощных заднеприводных автомобилях едут только в одну сторону лишь изредка поворачивая руль налево... И да, отчасти это верно. Но не спроста эту гоночную дисциплину называют "шахматами автогонок". Давайте посмотрим на регламент проведения соревнований. Сильно углубляться в подробности мы не будем.
Т.к. НАСКАР это сугубо американский вид спорта, то на первый взгляд может показаться что в правилах этой дисциплины простому европейцу никогда в жизни не разобраться.
Сама структура серии довольна разнообразна и состоит из 3 главных дивизионов, и нескольких региональных. Три главных дивизиона - Camping World Truck Series (пикапы), XFINITY Series (второй по значимости дивизион) и NASCAR Cup Series (главный дивизион). В каждом дивизионе выступают несколько команд, в которых может быть одна или больше машин. Сами трассы тоже разные и разбросаны по всей территории США. Может показаться что все овалы одинаковые, но это не так. Есть супер-спидвэи такие как Daytona или Talladega протяженностью больше 2 миль и с большим углом наклона трассы. Далее идут шорт-треки (короткие) по типу Bristol или Martinsville. Ну и привычные нам дорожные трассы где есть повороты - Sonoma.
Перейдем к самому интересному - к автомобилям. Все же знают что такое Формула 1? По-другому их ещё называют "королевскими гонками". Техническая часть этих автомобилей самая передовая, а пилоты выступают на очень высоком уровне. Средние скорости прохождения поворотов и прямых отрезков самые высокие. А теперь представьте автомобиль построенный на пространственной раме, с задним приводом, и мотором V8 из прошлого века. Добавьте к этому полное отсутствие электроники и архаичную подвеску. Представили? Теперь вы знайте большую часть технических характеристик сток-каров НАСКАР. Вроде все просто до безобразия.
Можно еще вспомнить легендарный мультфильм "Тачки" где главный герой Молния Маккуин говорит, что у него нет фар, а вместо них наклейки. Да, на самом деле у сток-каров отсутствуют даже фары. Лишний вес им ни к чему.
Сама начинка автомобилей не оставит никого равнодушным - чугунный блок объемом 5,8 литра и мощностью (в зависимости от типа трассы) до 770 л.с. Коробка передач 4 ступенчатая механика. Никаких вам секвенталок. Также есть возможность менять аэродинамические настройки авто в зависимости от типа трассы. В гоночной серии представлены 3 производителя - Toyota, Ford, Chevrolet. Но сами автопроизводители не занимаются производством автомобилей, командам поставляются только блоки цилиндров, остальные комплектующие команды собирают и делают самостоятельно.
Сама концепция гонок тоже отличается от привычных нам европейских серий. Средняя продолжительность заездов составляет 2,5 часа и в большинстве случаев проходит не линейно. В зависимости от типа трассы и характеру самой гонки пилоты совместно с крю чифом (руководитель бригады) избирают наилучшую тактику. Кто-то предпочитает все время ехать впереди и таким образом избегать серьезных аварий в середине пелотона. А кто-то старается держаться позади и тем самым экономит топливо, и в случае серьёзной аварии получает возможность вырваться вперёд и сохранить свой автомобиль. Пилот должен постоянно контролировать ситуацию, потому что если он расслабиться хотя бы на долю секунды (напомню что автомобили едут в плотном потоке со скоростью свыше 300 км/ч), то рискует спровоцировать крупную аварию и тем самым подвергнуть опасности и себя, и остальных гонщиков. А аварии в НАСКАР не редкость, к сожалению много пилотов в лучшем случае не доезжают до финиша, а в худшем теряют жизнь. К счастью в последнее время безопасность сток-каров сильно поднялась и последствия страшных аварий удалось минимизировать. И мы плавно возвращается к началу моей статьи где сказано, что любой гонщик может победить, и абсолютно неважно на каком автомобиле он едет. Доля удачи в победе очень высока.
Непредсказуемость, азарт, атмосфера - все это неотъемлемые части NASCAR. Не забываем, что гонки проводятся в США и элемент шоу присутствует в огромном количестве. Люди целыми семьями приходят на стадион и получают огромное удовольствие от просмотра заездов с участием их любимых пилотов. Преимущественно в южных штатах царит культ гоночной серии, болельщики не только смотрят, но и получают возможность поговорить с пилотом, сфотографироваться с ним и получить автограф. А стоимость билетов на гонки остаётся очень низкой, что делает НАСКАР по настоящему народным видом спорта. Просмотр гоночной серии российским болельщикам доступен с рускоязычными комментариями и не вызовет никакого дискомфорта. После просмотра 3-5 заездов большинство терминов и правил станут понятными и вы поймете весь смысл и ощутите невероятное удовольствие от просмотра самой главной гоночной серии Америки.