Найти тему
Владимир Зима

Должен ли руководитель быть непредсказуем для сотрудников

Прочитал одно интервью с предпринимательницей, в котором она на чистом глазу заявляет о том, что владелец бизнеса и его руководитель должен быть непредсказуем для сотрудников. Дескать, если он предсказуем, то работники быстро учатся им манипулировать, а от этого возникают проблемы. Причём, заявляются все тезисы в довольно категоричном тоне. Как абсолютные истины. Ссылку на интервью дам в комментариях к статье.

Возникло у меня сразу несколько мыслей по итогам прочтения.

Первая мысль печальная. О том, что отсутствие единой культуры управления и отсутствие принятых стандартов управленческой деятельности приводит к тому, что каждому предпринимателю приходится на ощупь придумывать собственный способ поддержания порядка в своем бизнесе. И способы эти зачастую античеловечны. Отсюда появляется массовое презрение к руководителям и предпринимателям. Отсюда рассуждения сотрудников о том, что к ним относятся как к рабам, и рассуждения о том, что в управление попадают не по способностям, а исключительно по блату. И отсюда же большое количество споров между теми, у кого были вменяемые руководители, и теми, у кого были отвратительные. Первые, на основании своего опыта говорят о том, что руководители – это носители большого количества обязанностей и высокой ответственности, а вторые о том, что руководители и предприниматели – это сплошь самодуры. И переубедить друг друга они не могут. Ведь у каждого в опыте есть подтверждение их тезисов.

Вторая мысль о том, что очень трудно найти тех, у кого действительно можно учиться управлению. Ведь среди предпринимателей случаются люди, готовые делиться своим опытом и знаниями, но качественно передать их большинство не может. Так как они вместо знаний передают свои собственные стереотипы. И в результате объявляют абсолютной истиной то, что, по их мнению, сработало у них. Например, тезис о том, что «начальник должен быть непредсказуем». Или тезис, что лучшая мотивация для сотрудника – это право на обед с генеральным директором (это один «гуру» несёт в массы).

А в результате, вместо распространения знаний получается трансляция «ошибки выжившего» (Подробно объяснять не буду. Погуглите.).

Ну, и третья мысль относится к самому тезису о непредсказуемости. Очень вредному, надо сказать.

Почему люди боятся темноты? Почему боятся психически больных? И в том, и в другом случае ответ один: из-за неизвестности. Темнота грозит непредсказуемой опасностью. Псих тоже.

И если начальник непредсказуем в том, как и почему он принимает решения, то его воспринимают как источник опасности. Как психа в темной комнате. Что конечно же, не может благотворно сказаться на сотрудниках. Они просто будут постоянно находиться в ожидании какой-нибудь гадости. А страх приводит к тому, что либо однажды люди выгорают и перестают реагировать, либо к тому, что они стремятся побыстрее уйти от такого руководителя.

Так что, вместо использования подобных лайфхаков, я советую осваивать инструменты управления и предсказуемо чётко ставить задачи; предсказуемо грамотно давать обратную связь; предсказуемо корректно и вежливо общаться с сотрудниками. Ну, и конечно же, очень предсказуемо сообщать сотрудниками критерии, по которым вы их оцениваете.

Владимир Зима