Как-то последнее время регулярно натыкаюсь на статьи про ненужость образования, что среднего, что высшего. Приводят пример семьи Тепляковых, когда в 9 лет получилось поступить в ВУЗ. Или опрос от создателей сайта по поиску работы - НН - где показывают, что только 30% людей с высшим образованием работают по специальности:
Утверждается, что совокупно среднее + высшее это 15-17 лет жизни, значительную часть которых можно было-бы посвятить работе, вместо бесполезного изучения "устаревших и никому не нужных" знаний.
С одной стороны, да, знания даваемые в школе или в ВУЗе могут показаться избыточными и не пригождающимися в реальной жизни.
Далеко за примером не пойду. Вот под этой статьей в комментариях многие утверждали, что пчелы не животные. В том числе опытные пчеловоды. Пришлось отдельно разъяснять школьный курс систематики. То есть, может показаться, что для работы пчеловоду даже не надо знать систематику пчел. Достаточно знаний непосредственно по работе с пчелами.
Однако если в каких-нибудь 70-х годах прошлого века говорилось об удвоении всей научной информации за 10 лет, то в 2020 уже утверждается, что информация удваивается за, приготовьтесь, два месяца!
И, например, в металлургии знания устаревают каждые 3,9 года; в машиностроении — 5,2 года; в химической промышленности — 4,8 года;
Казалось бы и знания полученные в ВУЗе устаревают с той -же скоростью. Мне например, по основной работе, пришлось в течении четырех лет трижды редактировать лекционные и практические занятия, опирающиеся на нормативы, так-как эти нормативы менялись почти ежегодно.
Получается, что и ВУЗовское образование не окончательно. И получив диплом - нужно ежегодно что-то дополнительно узнавать. Иначе, даже самый красный диплом превратится в бесполезную, но красивую, бумажку.
Однако, важен не набор знаний, а сам принцип получения и работы с информацией, который дается в ВУЗе, структура знаний. Именно поэтому, сейчас в вакансиях, даже на достаточно простую работу, требуют высшее образование. Любое, даже не по профилю. Потому, что человек обучавшейся в ВУЗе умеет работать с информацией по другому.
Сейчас, однажды, много лет назад полученных знаний уже не достаточно. И даже, в казалось-бы такой консервативной отрасли как пчеловодство не-обходимо постоянно повышать свои знания и навыки.
Например, вот в учебниках по пчеловодству до 70-х годов не было такого понятия как варроатоз. Сейчас - это основная проблема пчеловодства. Другой пример, наши законодатели взялись за регулирование и этой отрасли, появился Федеральный Закон О пчеловодстве РФ, с марта 2022 года вводятся новые ветеринарные правила содержания пчел. И не успели вступить в силу эти нормативы, как появились поправки к ним. Понятно, что многие работают по принципу "суровость Российских законов компенсируется не обязательностью их исполнения", но и это скоро наверно изменится.
Появляются новые инструменты, материалы, технологии. Одна только FlowHive чего стоит
Роботизация опять-же подступает. И уже не достаточно, как утверждают некоторые в комментариях, прочитать "одну хорошую книгу" по пчеловодству.
И вот на этом фоне утверждать, что необходимо сокращать образование и оно слишком долгое - как-то странно. Да, в современном образовании есть проблемы, да, оно консервативно и медленно подстраивается под новую реальность.
И альтернативой может быть разве что толковый наставник (например, как принято в пчеловодстве по родственной линии), который сам все аспекты знает, показал как и в какую сторону думать, какую информацию фильтровать и уже после - можно самостоятельно развиваться в постоянно изменяющемся мире.