В конце концов, всё когда-то с чего-то начиналось. И рок-музыка тоже. Но мы, скорее, хорошо знаем и помним тех, кто развивал и популяризировал наши любимые музыкальные стили, нежели заложивших основы, открывавших новые жанры, склеивавших старое с новым и строящих, таким образом, фундамент для будущего. Именно так было с базовым музыкальным жанром второй половины двадцатого века - рок-н-роллом.
Ещё до хард-рока 70-х и до британского вторжения что-то происходило в мире, личности, творившие историю музыки, соединяли эффектность и зрелищность с наиболее яркими идеями кантри, блюза и ритм-энд-блюза, чтобы в конце концов родить рок-музыку. Пропускаю нескольких наиболее очевидных и хорошо известных претендентов (извини, Элвис) и предлагаю этот список из шести пионеров рок-музыки.
Фэтс Домино
Классический вопрос: что было ещё ритм-энд-блюзом, и что стало уже рок-н-роллом? Фэтс - один из ключевых музыкантов переходного периода между ритм-энд-блюзом и рок-н-роллом, вокалист, автор песен и пианист. Он написал и сыграл множество очень весёлых оптимистичных хитов при поддержке своего инструментального ансамбля из Нового Орлеана, включавшего электрогитару, контрабас, фортепиано, барабаны и саксофон.
Его тексты и мелодии отличались простотой, жизнелюбием и запоминающимися неотразимыми припевами, что принесло ему 35 хитов в 1950-х в чартах Топ-40. Фирменные хиты Фэтса Ain’t That a Shame и Blueberry Hill повлияли на многих исполнителей, которые в 60-х и 70-х годах придали рок-музыке те самые узнаваемые формы, к которым мы так привыкли.
И Джон Леннон, и Пол Маккартни неоднократно признавали влияние Домино на создание их собственных песен. Маккартни даже утверждал, что первые хиты THE BEATLES был прямой попыткой подражать стилю Домино.
Чак Берри
«Если бы вы захотели дать рок-н-роллу другое имя, вы могли бы назвать его Чак Берри», - сказал не меньший авторитет в рок-музыке Джон Леннон. Чак Берри создал свой рок-н-ролл, смешав черный ритм-н-блюз с музыкой белого кантри, и это нечто новое оказалось привлекательным для слушателей по обе стороны расового барьера, в 1950-е серьёзно разделявшего любителей музыки в Америке.
Его тексты были в основном связаны с элементами молодежной жизни - в таких песнях, как Maybellene, и с новым жанром, в создании которого он принял активное участие - Johnny B. Goode или Rock and Roll Music.
Первый сингл Чака Maybellene, часто рекламируемый как первая рок-н-ролльная песня, стал хитом сразу же после его выхода в 1955 году, а к концу десятилетия Берри стал признанной звездой. Его сочетание элементов старых жанров, также как и использование рок-мифологии в текстах, и сценическое поведение на сцене стали неотъемлемой частью формирования рок-музыки. Стилистическое влияние Чака очевидно почти в каждом рок-хите 60-х, да и позже тоже.
Литл Ричард
Когда заходит разговор о сценической зрелищности, Литл Ричард порой превосходит даже Чака Берри, и если мы говорим о прямом влиянии на последующие поколения рок-музыкантов, Ричард также мало кому уступит.
Ричард Уэйн Пенниман пел динамичные, бодрые песни, сочетая новоорлеанский ритм-энд-блюз с буги-вуги и страстью крутого госпел-вокалиста, создав свое фирменное звучание и подкрепив его очень конкретным хриплым воющим вокалом, интенсивность которого позаимствовали у него более поздние рокеры, такие как Роберт Плант или Мик Джаггер.
Его отход от традиционных барабанных битов, характерных для ритм-энд-блюза, заложил основу для будущих стандартных рок-битов, которые стал использовать и Чак Берри. В конце 1950-х Литл Ричард выпустил ряд хитов, в том числе Good Golly, Miss Molly, Long Tall Sally и Tutti Frutti, которые серъёзно повлияли на стиль как зарождающихся рок-групп, так и соул исполнителей.
Ричард разработал новые стандарты для рок-музыки 60-х: чередование куплетов и припевов и тексты с сексуальным смыслом. О его музыкальном и стилистическом влиянии не раз упоминали такие музыканты, как Джеймс Браун, Боб Дилан, Джими Хендрикс, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Джон Фогерти.
BILL HALEY & HIS COMETS
Билл Хейли начал свою музыкальную карьеру ещё в 1940-х годах, исполняя кантри-музыку со своей группой SADDLEMEN, к 1950-м иногда заглядывая в блюз и ритм-энд-блюз. И вот одну из таких записей некоторые теперь считают первым рок-н-роллом.
В 50-х Билл перешел на стиль рокабилли и поменял название на BILL HALEY & HIS COMETS. Вскоре группа записала два международных хита Shake, Rattle and Roll и Rock Around the Clock, оба из которых точно продемонстрировали, в каком направлении двигаются Кометы.
Всего за два года они выпустили девять синглов, попавших в топ-20, а билеты на их концерты были распроданы на месяц вперед. Популярность COMETS в США немного снизилась с появлением новых, модных, более эпотажных и сексуализированных звезд рок-н-ролла - Литтл Ричарда и Элвиса Пресли, но они продолжали успешно выступать в Европе, где песни Хейли пользовались неослабевающим спросом в среде музыкантов британского вторжения.
На сегодня они признаны одними из первых белых исполнителей, сделавших рок-н-ролл популярным, и были включены в Зал славы рок-н-ролла в 1987 году.
Карл Перкинс
Эпоха рокабилли 1950-х годов была основополагающей в развитии рок-н-ролла, и Карл Перкинс, пожалуй, является самым точным олицетворением этого периода времени. В середине 50-х, в золотые времена Sun Records, «король рокабилли», как и Элвис, и Джонни Кэш, тусовался на этой студии, записав там большую часть своего самого известного материала, в том числе свой самый большой хит Blue Suede Shoes.
Его ориентированная на кантри версия рок-н-ролла содержала многие отличительные черты более поздней рок-музыки, особенно южного рока.
Гитарное соло, вокальная импровизация и акцент на мелодику. Его песни записывали и исполняли THE BEATLES, Элвис Пресли и Джими Хендрикс. Пол Маккартни однажды сказал, что «если бы не Карл Перкинс, не было бы и BEATLES».
Бадди Холли
Представляя себе классический рок-состав, мы видим четверку музыкантов с двумя гитарами, басом и барабанами. Поблагодарим Бадди Холли за идею. Он начал свою короткую, но внушительную музыкальную карьеру, разогревая Элвиса Пресли, и эти шоу ознаменовали его переход от музыки кантри к зарождающемуся стилю рок-н-ролл.
Холли и его группа THE CRICKETS (название, которое инициировало Леннона и Маккартни на THE BEATLES) добились успеха в 1957 году, выпустив хиты That’ll Be the Day и Peggy Sue.
В один момент ставший звездой, Холли погиб в авиакатастрофе, происшедшей из-за плохих погодных условий и ошибки пилота. Однако влияние Бадди Холли на развитие рок-музыки на этом не закончилось. Признание получили его мелодичный подход к сочинению песен, очень чистое качественное продюсирование и отличное взаимодействие участников группы на живых выступлениях.
Его подход к использованию оркестровки, даббл-трекинга на записях и двух гитар стал обычной практикой в рок-н-ролле, и об этом не раз заявляли Джон Леннон, Боб Дилан, Кит Ричардс, Элтон Джон и группа THE CLASH.