Что бы понять суть этого явления, нужно немного окунутся в Японскую культуру.
В Японии очень сильно разграничены понятия свое – «учи» (то, что внутри) и чужое / чуждое – «сото» (то, что во вне).
Япония – «учи» — это свое родное. Поведение, отношение, вещи. Все правильно и идеально.
Все, что за пределами Японии – «сото». Это чужое, и поведение попроще и мораль потоньше и вещи похуже.
Отчасти это перенеслось и на часы:
Grand Seiko вышли на международный рынок только в 2010 году (спустя пятьдесят лет после появления первой модели) презентовав свою коллекцию на Baselworld.
Orient Star покинули Японию только в двухтысячных (первые часы под маркой Orient Star были выпущены в 1951 году).
На сегодняшний день четыре крупнейших часовых бренда Японии Casio, Seiko, Citizen и Orient имеют свои производственные базы и в Японии, и за ее пределами.
Что примечательно: механизмы всегда собираются только в Японии. А вот корпуситься часы могут как в Японии, так и в других странах на официальных предприятиях бренда.
И здесь есть одна очень важная деталь, отличающая Японию и весь часовой мир от Швейцарии до Америке: все давно знают и понимают, что разные части часов могут производиться в разных странах и на разных предприятиях. И дело даже не в том, что по Швейцарским законам Швейцарскими являются часы на 60% произведённые в Швейцарии. А в том, где оставшиеся 40% были произведены? Кем и как? Вы никогда и ни у кого не найдете информацию о том, где и кем были произведены те или иные части часов. Адресов и явок нет.
А вот ситуация с Японскими часами прозрачна и ясна:
- Механизмы Япония
- Корпуса и составляющие с указанием страны и как следствие фабрики, адреса и телефона.
Нет посредников, нет «левых производителей», нет путаницы в механизмах.
Все четко и понятно. И все только свое: от болтика в часах до тряпочки для протирки часов в упаковке.
Если общение с Европейскими производителями с их условностями, правилами, исключениями и дополнениями похожа на лабиринт в болоте, даже если разберешься, все равно увязнешь. То общение с Японией настолько открыто и понятно, что невольно проникаешься уважением к честному и достойному отношению брендов к своим часам.
Следуя логике «свой-чужой», часы для Японии должны производится в Японии.
Часы для всего мира на официальных предприятиях брендов в других странах (налоги ниже, доставка ближе, хранение проще и т.д.).
Так ли это на самом деле? Давайте разберемся.
Если рассматривать общие серии выпускаемых часов для мира и для Японии мы увидим следующую картину (на примере старой и проверенной рабочей лошадки Orient 3 звезды):
Модель Orient Three Star AB0B007C в желтом металле выпущенная для Японского рынка и имеющая календарь с японскими/английскими обозначениями дней недели имеет маркировку на задней крышке Made in Japan.
Аналогичная модель в стальном корпусе Orient Three Star AB0B008W выпущенная для рынка за пределами Японии и имеющая календарь с европейскими обозначениями дней недели имеет маркировку на задней крышке …. Made in Japan.
Пока из логики «свой – чужой» это не выбивается ….
Попробуем на оборот?
Модель Orient Three Star RA-AB0E10S19B с былым циферблатом выпущенная для рынка за пределами Японии и имеющая календарь с европейским обозначениями дней недели имеет маркировку на задней крышке Movement Japan (японский механизм). Все честно и понятно, никаких отметок Made in Japan нет.
А что же с моделью для японского рынка?
Аналогичная модель Orient Three Star RN-AB0E08L21Z с синим циферблатом выпущенная для Японского рынка и имеющая календарь с японскими/английскими обозначениями дней недели имеет маркировку на задней крышке …. Movement Japan (японский механизм).
Что мы имеем как итог?
Удивительную честность, граничащую только с высоким качеством своих изделий.
Японские механизмы отличаются высочайшей надежностью, как пример можно привести Российский рынок: процент гарантийного ремонта часов Orient в 2021 году составил менее 1% от проданных моделей. Это очень серьезный показатель, говорящий о качестве и надежности.
Все составные части часов производятся только на официальных фабриках брендов и не зависимо от географии продажи и производства имеют высокий уровень исполнения.
Деления «свой – чужой» давно не свойственно для Японии и все лучшее, что она предлагает для своего внутреннего рынка, Япония предлагает и для всего мира. И это хорошая возможность примерить на свое запястье настоящие Японские часы.
А глядя на часы с японским обозначением дней недели я все больше понимаю, что скоро моя коллекция пополнится и к Швейцарской Omega на моем запястье добавиться честная Япония от Orient или Orient Star (семь «значков» иероглифов с днями недели я уж точно запомню менять календарь на английский точно не стану).