Найти в Дзене

"Бог, Дьявол или пустота?" в фильме Ингмара Бергмана "Седьмая печать".

В этом году классике кинематографа "Седьмая печать" исполняется 65 лет, по этому случаю во многих кинотеатрах сейчас идет показ фильма. Шедевр Бергмана многослоен - мы увидим сплетение исторических, философских, культурных, религиозных образов. Конечно же, ни один анализ не вскроет все грани этого фильма. Можно только приоткрыть завесу и поразмышлять над тем, что цепляет лично.

Кадр из фильма "Седьмая печать"  Антониус Блок играет в шахматы со Смертью
Кадр из фильма "Седьмая печать" Антониус Блок играет в шахматы со Смертью

Историю рыцаря можно рассмотреть буквально: потеря веры человеком, поиск смысла жизни и Бога, свирепствующая чума, идущая по пятам смерть. Но одна деталь сюжета разрезает эту буквальность возникающим у меня чувством несправедливости, здесь я останавливаюсь и задаю себе вопрос "Почему?".

Итак, рыцарь предлагает сыграть Смерти в шахматы. Эта партия дает отсрочку рыцарю для единственно значимой цели. Уговор таков: если рыцарь выигрывает, то Смерть отпускает его, если Жнец (Смерть) выигрывает, то он забирает всех кто рядом с рыцарем.

Но, если ангел смерти пришел изначально к рыцарю, то почему должны умереть все, кто рядом? И если со смертью верного оруженосца Йонса можно смириться, вспомнив слова Булгаковского Воланда "Кто любит, должен разделять участь того, кого он любит", то совсем не укладывается в голове, почему должны умереть и те, кто по разным причинам присоединились к Антониусу?

Этот вопрос переносит нас из конкретной плоскости в область символического. Представим, что события и все персонажи относятся к внутреннему театру героя.

Кадр из фильма "Седьмая печать"
Кадр из фильма "Седьмая печать"

Рыцарь потерял веру "Как Верить верующим, когда не веришь самому себе" .Он ищет не смысл, а знание. "Я хочу знать. Не верить, а знать". Его мучает вопрос: "Кто позаботиться о человеке после смерти - Ангелы, Бог, Дьявол или Никто?" Потеря веры обнажает внутреннюю пустоту, которая вызывает отвращение и ужас. Пустота предстает нам в виде Ангела Смерти, который заберет все. Путь рыцаря к замку это метафора его пути в поисках смысла. Спутники Антониуса - это внутренние части его личности, которые проявляются в процессе его поиска.

В своей исповеди рыцарь произносит: ... тогда жизнь это невыносимый ужас. Невозможно жить, сознавая, что все тщетно, а впереди только смерть. Наступит последний день, когда придется заглянуть в бездну.

И Блоку придется заглянуть в свою бездну, во внутрь себя. Там он встречается со своими частями: верным, практичным оруженосцем Йонсом; простодушным кузнецом Плугом, любящим поесть и выпить; женой кузнеца неряхой Лизой; бывшим святошей, а теперь ворюгой Равалом; спасенной Йонсом безмолвной служанкой, семьей акробата Юфа.

Антониус проигрывает партию и Пустота постепенно поглощает смерть забирает всех, кроме семьи акробата.

Кадр из фильма "Седьмая печать".  Юф, Миа и маленький Микаэль
Кадр из фильма "Седьмая печать". Юф, Миа и маленький Микаэль

Рыцарь, понимая, что эта семья может спастись, отвлекает Смерть и актеры уезжают. Именно эта сцена намекает на символичность происходящего, ведь разве несколько километров будут препятствием для Смерти?

Почему они спасаются? Эта семья - открытый и добрый Юф, его жена Миа, кажется сотканной из любви и заботы, их годовалый ребенок - олицетворение детской части, но отнюдь не беззащитной. Они обладают чем то, что позволяет им почувствовать опасность и избежать ее.

Здоровая детская часть личности это открытость и доверие миру, интуиция, способность удивляться, любопытство, искренность, спонтанность, оптимизм, творчество, умение открыто проявлять чувства, способность мечтать и свободно фантазировать. Именно такими мы и видим Юфа и Мию, они сохраняют интуитивную связь с природой, миром и остаются жить. В вечной борьбе влечение к жизни побеждает влечение к смерти.

Достиг ли рыцарь своей единственно значимой цели, помогла ли ему эта отсрочка? Думаю да. А как вы думаете?

#ингмар бергман #шедевры кино #седьмая печать #киноанализ #фильмотерапия #Философия #смысл жизни