Для меня Rubber Soul один из лучших альбомов группы. Он как бы венчает их "детский период" творчества. С момента выхода их первого альбома (1963 год) до выпуска Rubber Soul Битлз выпустили 5 альбомов. И все заслуживают особого внимания. Хотя и все они были похожи друг на друга. Но Rubber Soul совсем другой и по тематике песен, и по звуку, и по авторской манере написания песен. С одной стороны он вершает первый период творчества группы, с другой стороны он является переходным к психоделике Revolver.
Но эта статья не о самом альбоме, и не о песнях с него, хотя без них никак не обойтись, а о том влиянии в становлении Битлз как группы, так и каждого по отдельности. Я привлеку к разговору самих участников группы. Им больше веры, чем мне.
Когда Битлз впервые ворвались на сцену поп-музыки в 1963 году, с бурной активностью и высоко продаваемыми синглами, слово на кончике языка музыкальной индустрии было “ка-чинг!” «Ka-Ching!» (в англоязычной речи - звук, сходный с издаваемым кассовым аппаратом 60-х годов (помните, такие стояли у нас в каждом магазине) при его использовании - по-русски наверное дзинь-дзинь. Вспомните клип Money Пинк Флойд - самое начало). Четверо парней из Ливерпуля представляли себя как идеальную дойную корову для совершенно новой группы потребителей, которой можно было бы полакомиться. Хотя Джон Леннон и Пол Маккартни были главными столпами команды, это не помешало руководителям звукозаписывающих компаний и студийным продюсерам реализовывать свое собственное видение того, какими должны быть "Битлз".
Это означало, что в первые годы пребывания группы в центре внимания они бегали вокруг, как безголовые цыплята, пытаясь соответствовать требованиям своего начальства и все еще пытаясь писать и записывать песни, в которые они верили и которые отражали суть их и их поколения мировоззрения. Однако, как и следовало ожидать, это все равно означало, что "четверка" иногда выражала свое несогласие по этому поводу, и, оглядываясь назад, группа часто критиковала то время в своей жизни, когда ее так контролировали другие. В конце концов, Битлз в середине процесса вырвались из-под опеки и определили себя на своих собственных условиях, и был один альбом, на котором они это сделали - Rubber Soul 1965 года.
Этот альбом часто называют знаковым в карьере "Битлз". Это запись, на которую многие люди указывают как на отправную точку самой творческой эры Битлз, когда они еще были группой, а также как на момент, когда они действительно оставили все представления о том, чтобы быть бойз-бэндом позади. Было несколько причин, по которым LP был настолько важен для них.
Одной из таких причин была связь группы с марихуаной. Великолепная четверка играла, покуривая марихуану еще в Гамбурге, но никогда по-настоящему не принимала наркотики. Затем, после "запланированного перекура" с Бобом Диланом в нью-йоркской гостинице, во время которого Пол Маккартни выяснил смысл жизни (по его словам), группа начала курить гораздо более регулярно. Внезапное расширение мышления означало, что их стиль резко изменился по сравнению с их дебютным альбомом Please, Please Me. Курение травки открыло группе их положение в мире как лидеров нового поколения. Это означало, что такие песни, как "She Loves You" - классический поп-номер - теперь превратились в такие песни, как "The Word" - песня об объединяющей способности любви.
Наркотик, возможно, открыл группе глаза на мировые проблемы, но человек, который дал им первый косяк, Боб Дилан, призвал группу не ограничиваться внешними проблемами, а заглянуть внутрь себя. "Битлз", хоть и возглавляли чарты, не произвели впечатления на Дилана. Фолк-певец сделал себе имя, попав на сцену благодаря своей собственной выразительной поэзии, и теперь стремился побудить группу сделать то же самое.
“Тогда мы полностью погрузились в самих себя”, - сказал Леннон в 1968 году, размышляя об альбоме и смене стиля группы. “Я думаю, что это был Rubber Soul, для которого мы впервые написали все песни сами. Мы сразу поняли, что мы написали нечто особенное. Все дело было в нашем собственном контроле над процессом написания песен и их записью. Мы просто пытались это немного контролировать”.
Джон продолжил о Rubber Soul в своем интервью 1971 года:
“Мы просто становились лучше, технически и музыкально, вот и все. Наконец, мы "захватили" студию полностью. В первые дни нам приходилось брать то, что нам советовали - мы не знали, как можно получить больше басов, мы много чего не знали и не умели. Мы изучали технику записи на Rubber Soul. Мы были более точны в создании этого альбома, вот и все. И мы даже взяли на себя обложку и все остальное".
Пол Маккартни вспоминает об этих изменениях в 1988 году: “Мы начали вникать в то, что было задействовано (в диспетчерской), и все это было так увлекательно, когда нам разрешали что-то делать самим. Когда мы получили больше свободы, нам стали позволять сидеть там во время микса”, — это было новое заманчивое свойство для группы, которая всегда была в центре внимания - теперь они были режиссерами.
Именно этот альбом подтвердил, что Битлз были больше, чем просто поп-звездами, они были настоящими музыкальными иконами. Альбом также придал им уверенности в продвижении своего творческого видения вперед.
“Мне понравилось, когда мы погрузились в Rubber Soul”, - вспоминал Джордж Харрисон в 1977 году, позже назвав его своим любимым в каталоге группы. Но самое главное в Rubber Soul то, что после него “в каждом альбоме было что-то хорошее, и мы прогрессировали”.
Наследие Битлз не было бы и близко таким богатым, если бы группа не стремилась к собственному творческому контролю, и именно на Rubber Soul они наконец прорвались.
=============
Спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.
Еще о Битлз: