Нет смысла человеку, которому уже 85 лет, задавать вопросы о его будущем и о его планах. Конечно, они у него, по всей видимости, могут быть. Но хочешь - не хочешь он все равно переведет разговор о своем прошлом. Тем более за это время он столько видел, слышал, а если он был человеком культуры и поиграл и спел, и сочинил. Билл Уайман - бас-гитарист группы Роллинг Стоунз. 85 лет. 30 своих лет отдал группе. Понятно, что у него было столько встреч со своими коллегами по музыке, что было бы интересно послушать его мнение по тому или иному вопросу.
Назвать его затворником нельзя. Он выпустил книгу в 2004 году, и снял фильм о Роллинг Стоунз. То что, хотел он рассказал - но эти оба рассказа были повествованием о Стоунз. Но в этом своем интервью, кроме как о своих партнерах, он рассказывает и о других известных музыкантах.
Билл Уайман дружил с Клэптоном и Пейджем с 60-х годов, Джон Леннон хотел пригласить его в свою группу, и он осмелился покинуть Стоунз, из которой, по словам Кита Ричардса, "уходят только на кладбище.” В прошлом году он продал свое лондонское кафе (бистро) "Sticky Fingers", которым он владел лет тридцать.
Стены его дома увешаны великолепными памятными вещами Rolling Stones, в том числе бас-гитарой Уаймена 1961 года, и гитарой Gold Gibson его старого приятеля Брайана Джонса. “Это единственное, что у меня есть от Брайана, и она стоит ужасно дорого, я даже боюсь произносить ее цену”, - задумчиво говорит он. “Это мое маленькое сокровище”.
Джими Хендрикс
"Впервые я увидел его в клубе в Квинсе в Нью-Йорке в 1966 году, когда он был известен как Джимми Джеймс. Он делал то, чего не делал обычный гитарист – играл на гитаре у себя на затылке и зубами дергал за струны. Джими был хорошим парнем, и все "Стоунз" очень хорошо ладили с ним.
Когда мы вернулись из Америки, я столкнулся с The Animals в Скотч-оф-Сент-Джеймс. Чэс [Чэндлер, басист] сказал мне: “На следующей неделе мы уезжаем в Штаты”. Я сказал: “Если ты будешь в Нью-Йорке, поезжай и познакомься с этим парнем, его зовут Хендрикс. Это просто фантастика. Потом расскажешь.”
Они встретились с ним, а затем подписали с ним контракт и привезли его Англию. Я был одним из первых, кто увидел его здесь, когда он играл в клубе в Бромли в 1967 году. Возможно, это было его первое выступление. Там почти никого больше не было, зрители его не знали и поэтому не пришли. Но он все равно облил свою гитару горючим для зажигалок и поджег ее в тот вечер."
Питер Фрэмптон
Он был в "Rhythm Kings" в течение первого года. Мы с Питом часто встречались раньше. Он любит рассказывать о том, когда ему было 14 лет. Зануда. Я это слышал от него раз сто. В то время у него была маленькая группа. Я помог ему впервые попасть в студию. Всякий раз, когда ему нужно принять какое-либо решение, он всегда звонит мне и просит совета. Когда его пригласили присоединиться к группе Ринго, он позвонил и сказал: “Как ты думаешь, стоит ли с ними поиграть?“ Он был очень талантлив и мог исполнять все эти замечательные импровизированные соло.
Вообще-то, Пит меня сразил наповал. После того, как я ушел в Stones в декабре 62–го, барабанщика Тони Чепмена, который был в моей первой группе, The Cliftons, уволили месяц спустя. Затем Тони купил мое старое оборудование и сформировал свою группу "The Preachers". А когда их гитарист погиб в автокатастрофе в 64-м, его заменил Питер Фрэмптон. Мир тесен. Так что, нам есть, что вспомнить. Мы всегда были рядом, даже если не играли вместе. "
Брайан Джонс
"Всякий раз, когда "Стоунз" отправлялись в турне, мы с Брайаном жили в одном номере в отеле. Он мог быть действительно милым человеком, просто милашка, и был умнее всех остальных. Он был очень красноречив. Но иногда он мог быть и маленьким ублюдком, стервецом.
У него была одна привычка, из-за которой многие люди помнят его только за это. Брайан мог делать гадости, например, соблазнить мою девушку или что-то в этом роде, на вечер. Так что он делал грязноватые поступки, а потом ты в конце концов прощал его, потому что у него на лице появлялась та самая миленькая, невинная, ангельская улыбка: “Извини, парень. Я не это имел в виду”. И ему все прощали, и продолжали любить его, потом опять ненавидели, опять прощали, опять любили и так без конца..
Я всегда говорил о нем только хорошее, потому что он был создателем "Роллинг Стоунз". Мне все равно, что вы скажете о Мике и Ките, если бы не Брайан, у них, вероятно, была бы другая группа в Дартфорде, в глуши, где они жили. Они не были лондонцами, хотя Мик всегда примеряет свой акцент кокни, которого он на самом деле не заслуживает. Единственными представителями рабочего класса в "Стоунз" были я и Чарли."
The Yardbirds
Когда "Стоунз" играли в Station Hotel в Ричмонде, к нам постоянно подходили мальчишки. Они спрашивали нас о чем-то вроде: “В какой тональности вы играете эту песню Джимми Рида?” или “Как звучит средняя часть этой песни Slim Harpo?” Один парень расспрашивал меня о том, откуда я взял струны для гитары, и это оказался [басист Yardbirds] Пол Сэмвелл-Смит. И остальные ребята тоже оказались из Yardbirds.
Они учились у нас зачаткам блюзовых риффов. И когда мы сменили площадку, они заняли наше место, но, хотя они не получили нашей аудитории, потому что она ушла с нами, им пришлось добиваться успеха уже самим. Но потом к ним присоединился Эрик [Клэптон], и группа стала совсем другой. С тех пор мы с Эриком дружим. Джимми Пейдж был таким же. Он часто приходил и смотрел, как Stones играют в этих маленьких клубах в 63-м, когда он был всего лишь сессионным гитаристом.
Пол Роджерс
The Rhythm Kings были приглашены сыграть вместе с Led Zeppelin на трибьют-шоу Ахмета Эртегюна [декабрь 2007]. На вечеринке после шоу мы исполнили по шесть песен каждый – с Соломоном Берком, Беном И Кингом, Перси Следжем, Сэмом Муром – в течение двух часов для 3000 человек, при поддержке моей группы. Всем чертовски понравилось как мы сыграли.
Когда мы играли с Полом Роджерсом, он сказал: “Я хочу эту группу!” По всей видимости он не знал, что это моя группа. Я сказал: “Отвали, Пол. Это моя группа, заведи свою собственную чертову группу и играй!” Эрик Клэптон, Марк Нопфлер и Питер Грин тоже играют с нами. В последний раз, когда мы играли с Нопфлером в Royal Albert Hall, он повернулся к зрителям и сказал: “Эта группа знает мою музыку лучше, чем я”. Это было замечательно.
Кит Мун
"Я часто останавливался в доме Муни. Кит был замечательным парнем, но, боже, он столько глотал этих таблеток. Доктор приходил и давал ему столько этой дряни на неделю, но Кит принимал ее всю за три дня. Там были 10 таблеток валиума, таблетки для сна, и для бодрствования, таблетки, таблетки, таблетки, и он просто принимал их все время. А по утрам было шампанское или бренди, или все вместе. Я в это не мог поверить.
Однажды утром я готовил чашку чая, и его милая шведская подружка [Аннет Уолтер-Лакс] спустилась вниз – я слышал, как они до этого ссорились наверху, – и у нее были царапины на обеих щеках, до крови. Я спросил: “Аннет, что случилось?” И она сказала: “А, ничего. Кит только что бросил в меня кошку.”
Он мог совершать самые безумные поступки. Например, мы с Ринго договорились встретиться с ним в Tramp Club и он приперся в полной охотничьей форме. Он пошел и взял напрокат снаряжение для охоты на лис: шляпу, пальто, хлыст для верховой езды, спортивные штаны. А однажды он купил место на кладбище недалеко от Лондона и в качестве подарка на день рождения подарил его [басисту Who] Джону Энтвистлу."
Джефф Бек
"Несмотря на то, что Джефф вырос на блюзе, все его группы были довольно абстрактными и немного джазовыми. Когда он проходил прослушивание в Stones в 1975 году, было именно то, что я сам сказал им в 1963 году: “Нельзя играть медленный блюз из 12 тактов всю чертову ночь”. Джефф был всего лишь одним из гитаристов, которых прослушивали "Стоунз", когда ушел Мик Тейлор.
К нам приходили Рори Галлахер, Уэйн Перкинс и Харви Мандель, и какой-то парень из "Canned Heat". Они все вроде как собрались и поиграли пару вечеров с нами. Джефф был хорош, а у Харви Мандела было слишком много эффектов, эха и ножных педалей. Кит закончил тем, что сказал: “Чушь собачья, просто сыграй вот эту гребаную песню!” Мы не были группой для эффектов. Мы просто возились с ними, чтобы посмотреть, как они подходят нам на самом деле. И никто не подошел. Потом мы остановились на Ронни Вуде."
"Роллинг Стоунз"
"Кит до сих пор присылает мне ароматические свечи на Рождество. Мы все посылаем друг другу подарки на день рождения и Рождество. Это все еще наше семейное дело, человеческие отношения, а не бизнес, и мне это нравится. Это как дальние родственники – у вас есть тетя Элси и дядя Фред, которые действительно очаровательны, но вы не хотите видеть их все время.
Когда я впервые покинул "Стоунз", мне потребовалось несколько месяцев, чтобы восстановить с ними отношения. Все было довольно напряженно, и они не хотели, чтобы я уходил. Вот они и стали стервозными. Вместо того, чтобы быть милыми и сказать: “Отличные 30 лет. Твое здоровье, удачи тебе, приятель”. Мик говорил самые абсурдные, глупые вещи, его отношение ко мне испортилось. Он говорил что-то вроде: “Ну что ж, если кому-то придется играть на басу, я это сделаю. Это не так сложно.”
И Кит сказал: “Никто не покидает эту группу, разве что в деревянном ящике”. В любом случае, они оставили дверь открытой для меня на два года. Чарли и Мик звонили и говорили: “Ты ведь на самом деле не уходишь, правда? Ты хорошо подумал?” Затем, когда им пришло время отправиться в тур 94/95 годов, они должны были принять окончательное решение. Мик и Чарли пришли и провели со мной целый вечер, пытаясь уговорить меня остаться. Сожалел ли я о том, что не вернулся? Совсем нет."
Ринго Старр
Раньше я довольно часто встречался с Джоном Ленноном в Америке, мы садились и мило беседовали где-нибудь в кафе. Я помню, как однажды, когда мы были в Лос-Анджелесе, он сказал мне: “Я бы хотел однажды отправиться в тур с тобой и Чарли в качестве ритм-секции”. Но, конечно, этого так и не произошло.
Я тоже довольно часто общался с Полом. На самом деле я подарил им много памятных вещей "Битлз", которых у них никогда не было, например, фильмы о том, как они играли на стадионе Шей, и другую запись, когда они играли в Вашингтоне [февраль 1964 года], что было их первым шоу, которое они когда-либо давали в Америке. Потом я дал Ринго кучу всякой всячины от Тони Хэнкока.
Из всех них я был ближе всего к Ринго. Я часто видел его в 70-е годы, когда он жил в Монте-Карло, а я жил на юге Франции. Мы ходили в клубы, напивались, ездили в Монте-Карло, ужинали. Потом он приходил ко мне домой и смотрел музыкальные клипы. Это были хорошие времена. Я все еще иногда с ним встречаюсь.
Джордж Харрисон
Джордж играл на одном из альбомов Rhythm Kings незадолго до своей смерти [Double Bill 2001 года]. Я позвонил ему и сказал: “Ты можешь сыграть партию гитары на этом треке?” Он сказал: “Зачем ты мне звонишь? В твоей группе два лучших гитариста в мире – Альберт Ли и Мартин Тейлор. Зачем я тебе нужен? Я могу играть только одну ноту". И я сказал ему: “Джордж, вот как раз та нота мне нужна". И он сказал тогда: “Ну ладно, хорошо. Пришли мне пленку.” Что я и сделал. И его партия на гитаре была великолепна.
Он написал мне милое письмо, после того как я отправил ему в подарок книгу [художника] Марка Шагала, которую я написал "Мир Шагала с фотографиями Билла Ваймана", поблагодарив меня за то, что я попросил его сыграть на той песне. Он подписал его "Берт Уидон". Не знаю, была ли это его последняя запись. Если да, то это огромная честь для меня."
=====================
Любые воспоминания таких музыкантов как Билл Уаймен всегда ценны для любителей музыки. Думаю, что вам было интересно с ними познакомиться. Спасибо вам за ваше внимание.