Найти тему
Omnia explicare possum

Вампиры как романтический символ в кино: укуси ее нежно, а мы посмотрим

Тема вампиров актуальна во все времена. Никто не знает, почему, но есть в ней что-то притягательное. И вовсе не потому, что люди любят всякие пугалки. В вампирах, парадокс, много романтического. Возможно, виноват укус в шею - слишком уж он отдает петтинговым поцелуем. Хотя тут немного про яйцо и курицу: укус напомнил поцелуй или его придумали именно туда, чтобы напоминало поцелуй.

Кадр из фильма "Ван Хельсинг"
Кадр из фильма "Ван Хельсинг"

На самом деле, зубы, как их изображают у вампиров, совсем не годятся для прокола яремной вены - клыки вообще не для этого, между ними расстояние слишком большое, да и сами по себе они неудобны и массивны для кровесосания. Мясо рвать - это да, любой хищник тому примером. А эффективному кровососингу учиться надо у комаров. Но граф Дракула с хоботком - это цирк с конями и никакой романтики. А без, извините, соплей с сахаром слона, то есть, тему вампиров выгодно не продашь.

-3

В общем, так сложилось исторически, что сейчас тема вампиров - это золотая жила. Особенно на ней отоспался кинематограф - список фильмов про кровесосов бесконечен: "Носферату", "Голод", "Блейд", "Дракула" - you name it. В подавляющем большинстве романтика и соответствующая ей обстановка стоят на первейшем месте. Без приторной ванили снят разве что роскошный псевдодок "Реальные упыри" - это и сделало его легендарным, собственно.

Фильмов, где вампиры стопроцентные враги, которые выглядят и ведут себя омерзительно, очень-очень мало, и даже в них есть сцены, где кровососы хотя бы ненадолго представлены в привлекательном свете.

Кадр из фильма "Интервью с вампиром"
Кадр из фильма "Интервью с вампиром"

Долгое время это все-таки были фильмы для взрослых, слабо применимые к нынешним реалиям, поскольку события в них происходили в некие условные "стародавние времена": стили разных эпох киношники соблюдают неточно, так что жабо, парики, фраки и корсеты с кринолинами раскидывают не согласно историческим реалиям, а по принципу "Я художник, я так вижу".

Среднестатистический зритель обычную историю в школе учил на отвали, а уж историей костюма и вовсе не интересовался, поэтому кружевная эта романтика шла на ура, пока дело не дошло до сериалов. Главная ЦА сериалов - это подростки, а в кринолины даже мысленно можно загнать только очень небольшую их часть. За дело взялись профессионалы, подрихтовали стандарты и на свет появились вампирские саги.

Кадр из сериала "Баффи - истребительница вампиров"
Кадр из сериала "Баффи - истребительница вампиров"

Чуть ли не первым сериалом именно для подростков, посвященным целиком обсуждаемой теме, стал "Баффи - истребительница вампиров", который стартовал в 1998-м году. Романтики там было кот наплакал: начиналось все как обычный довольно целомудренный сериал про старшеклассников. К тому же, сами вампиры там имели не очень привлекательный грим. Спайка, конечно, сделали красавчиком, но это вынужденно, иначе романтики совсем бы не было.

Две ипостаси Спайка
Две ипостаси Спайка

Но главный прорыв в души современных тинейджеров совершили, конечно же, "Сумерки". Кажется, ни один вампирский вижн не имел такого уровня легендарности ни до, ни после. И тому есть несколько причин.

Первая причина - это мрачноватая почти чернушная атмосфера всего первого фильма. Никакого не только веселья, но даже нейтральности. Баффи была такой сказочкой, никто по правде не пугался, да и цели напугать не было. "Сумерки" же снимали так, словно сценарий писал Стивен Кинг. Обычная жизнь обычного маленького городка, где ничего не происходит. Обычные школьники, а главная героиня и вовсе более чем стандартной внешности - никакой модельности и гламурности, почти дурнушка.

Простой провинциальный городок Форкс
Простой провинциальный городок Форкс

Вампиры не то, чтобы крокодилы внешне (хотя первое массовое впечатление зрителей от Эдварда/Паттинсона было именно таким: "Ну и урода подобрали"), но и на отъявленных красавчиков типа Дэймона Сальваторе из "Дневников вампира" не тянут. В городе живут очень простые внешне люди, мы видим обыденные провинциальные американские пейзажи, дома и антуражи, ничего выдающегося. Но в воздухе висят перманентные тревога и мрачность, как если бы зритель видел все глазами депрессивного подростка. И вот это создает атмосферу максимальной реальности происходящего. Идеальная картинка, в общем.

"Сумерки", начало первого фильма
"Сумерки", начало первого фильма

Но самое главное не это. Фильм всем зашел по совсем другой причине: он полностью базируется на полуэротических мечтах девочки-девственницы лет 12-13, не хватающей звезд с неба и не отличающейся какой-то особой красотой или популярностью в школе. Для парней там имеются мрачнях, спецэффекты и тема волчар-оборотней. Все остальное сделано с расчетом, чтобы среднестатистическая женская аудитория прикипела намертво. И она-таки прикипела. Разберем основные рычаги (или болевые точки?..).

1. Главная героиня

У нее заурядная внешность, она не неформалка, почти не красится, не красит волосы, не носит какую-то модную стрижку, ничем не выделяется и не популярна в школе - она вообще там только что появилась, переехав. Фантазии об идеальной ситуации очень сложно располагать в месте, где тебя знают, как облупленную, если ты в жизни серая мышка. Не стирать же память всей школе. Проще мысленно переехать туда, где тебя никто не знает и где поэтому может случиться все, что угодно. Двойной побег от унылой раннеподростковой реальности.

В своих мечтах девочка непременно захочет быть старше своих лет - все девочки хотят поскорее вырасти. И, конечно же, в этой фантазии надо взять красивое имя. Не Джесси Смит и не Дженни Ковальски, нет: Белла Свон. "Белла", кто не знает, в переводе с итальянского "красивая", а "свон" в переводе с английского "лебедь". Красивее, роматичнее и девочковее поискать.

Красавица Лебедь - Белла Свон
Красавица Лебедь - Белла Свон

2. Популярность у противоположного пола

Просто выдумать себе бойфренда мало. Нужно, чтобы тобой интересовались сразу двое, причем оба должны тебе нравиться, но предпочтение ты отдашь, конечно же, только одному - создатели фильма прекрасно понимали, что здесь все должно быть максимально традиционно, почти ханжески. При этом парни должны быть в меру необычными, рядовой одноклассник тут не прокатит.

Парень номер 1, вампир: он странный, но офигенный. Хотя ни кожи, ни рожи. Зато явно взрослый, что покрывает с лихвой стремный внешний вид.

Эдвард Каллен
Эдвард Каллен

Конечно же, в него просто обязаны влюбиться полшколы, включая главных красавиц. Но ему на их воздыхания плевать, потому что есть Белла. С чего его накрыла неземная страсть к неприметной девчонке, неизвестно, но объяснений и не требуется, потому что их быть не может. Тинейджерам в мечтах любить в одну сторону скучно - этого и в реале хоть отбавляй, а уж в идеальных фантазиях тем более должен быть кто-то, кто в тебя сам влюбится, да еще и пусть помучается сперва.

В реальных девичьих фантазиях довампирской эпохи это сводилось к представителю шоу-бизнеса, если девочка совсем маленькая, или же к какому-нибудь рандомному старшекласснику. В случае с первым отлично вписывается отъезд навсегда: товарищ едет на гастроли, но с девочкой у него все равно сильная ментальная связь.

Парень номер 2, оборотень: он офигенный, но странный. Все при нем: супер-тело, смазливая мордашка и экзотическое происхождение. Молодой - чтобы был контраст с Парнем Номер 1 (два одинаковых парня это не интересно). С его стороны так же имеются неземная любовь и адовы страдания все к той же серой мышке, к тому же он везде ее сопровождает и оберегает (еще бы, с такими трапециями).

Джейкоб Блэк - индеец и волк-оборотень
Джейкоб Блэк - индеец и волк-оборотень

Он ей тоже страшно нравится, но она Честная Девушка, поэтому никогда ему не даст себя поцеловать: ровесник в глазах любой тинейджерки всегда проигрывает более старшему конкуренту, а позволить поцелуй даже при всех этих раскладах с временным сливанием Эдварда, это все равно что дать на первом свидании.

ПН2 мог бы воспользоваться ситуацией (сцена со спасением Беллы от обморожения), но он в идеальных фантазиях честный-благородный. Да и ПН1 сурово предупредил: "Даже не думай". Хотя Джейкоб, давайте откровенно, мог размазать Эдварда как комара и не затрудниться. Но девочка-подросток такого в своих фантазиях допустить не может по определению.

"Я же теплее"
"Я же теплее"

В реальных девичьих фантазиях довампирской эпохи это был бы не вхожий в круг ее одноклассников ровесник с какой-нибудь необычной особенностью: например, встреченный в летнем лагере сын выпускника Лумумбария и простой россиянки или, не знаю, юный потомок грузинских князей. Они вдруг оказываются на одной территории и, к обоюдной радости, узнают друг друга. Тинейджерка, как человек гормонально здоровый, не может не хотеть такого персонажа, тем более, что физически ПН2 явно привлекательнее, чем ПН1. Но мозги в этом возрасте прочно забиты стереотипами, главный из которых гласит, что в любви кто первый встал, того и тапки. А Эдвард был первее Джейкоба.

ПН1 рискует жизнью, но наша героиня его успевает спасти. Затем он проходит мощное испытание, где она опять ему помогает, и где выясняется принародно, что они созданы друг для друга. И ее все-таки обещают инициировать. Но не сразу: сперва ей, конечно же, надо закончить школу. А то папа расстроится.

Эдвард и Белла
Эдвард и Белла

Отдельно отмечу, что инициацию в фильме предлагает сделать сестра ПН1, с определенного момента лучшая подруга главной героини. В реале у нашей тинейджерки это сводится к боязни потери девственности и подспудному желанию того, чтобы это случилось как-нибудь не так страшно и больно, как рассказывают. Отсюда женщина в роли дефлоратора, пардон, кусателя. Мол, лучшая подруга плохо и больно не сделает. Тем более, что все семейство Калленов взяло себя в руки и на Беллины вены все это время не покушалось, хотя по всем законам физики должно было растерзать ее в первую же встречу.

"М-м-м, человеком пахнет!"
"М-м-м, человеком пахнет!"

3. Накал эмоций

Вся первая часть представляет собой растянутые до бесконечности чувства, которые приходятся на отрезок времени между началом сильной влюбленности и первой возможностью хотя бы прикоснуться к объекту вожделения. В половом вопросе самые сильные эмоции обычно на этот период и приходятся, потому что до начала влюбленности кому какое дело, а после первого взаимного касания все обычно просиходит стремительно, и последующая разрядка - будь то петтинг или непосредственно секс - существенно снижает градус накала.

В фильме же быстрая разрядка по определению невозможна: заниматься любовью вампиру и человеку нельзя, а инициировать Беллу Эдвард не хочет, поэтому они даже целуются на таком напряжении, какое некоторым и во время секса не приснится. Фильм может нравиться или не нравиться, но эмоциональный момент авторы ухватили отлично. Сцены страданий Беллы после отъезда Эдварда сделан особенно мощно в этом плане. И это очень сильный эмоциональный допинг для любого зрителя с уровнем эмпатии хотя бы чуть выше, чем у деревянного чурбана.

-15

4. Финал первого фильма

Поскольку за основу взяли фантазии брыжущей гормонами, но все еще довольно безмозглой тинейджерки, не имеющей ни жизненного, ни полового опыта, хеппи-энд в этой истории может быть только и только один. Какой? Ну конечно: Эдвард просит ее руки. Та-да-таран-тан-тан-тан. Нет, марша Мендельсона там нет, сразу идут титры. На этом фильм заканчивается - резко обрывается. Потому что продолжение надо отдельно придумывать, а это уже другая история, в первую пока еще вписывающаяся с трудом, ведь у фантазирующей девочки нет еще жизненного опыта, который позволил бы ей логически развить даже свои мечты.

Единственно правильный финал для вампирской саги
Единственно правильный финал для вампирской саги

Фильмы сняты по книгам писательницы Стефани Майер, которые - как неожиданно-то - скупают тинеджеры всего мира: на сегодняшний день продано под сто миллионов экземпляров. Стеф, будучи женщиной, попала в яблочко. Продолжение первой части написать было несложно и очень нужно - контракт на три книги поджимал. Фильм на него тоже сняли мгновенно, а там пошло по накатанной, благо автор женщина взрослая и опытная. Но заслуга популярности всей этой саги именно в первой части, которая могла закончиться только и только предложением Эдварда Белле выйти за него замуж.

После этого волной пошли более коммерческие сериалы о вампирах, их множество, начиная с "Дневников вампира", которые стоят отдельного разбора. Но все они были куда выхолощенее и гламурнее, а героини в них сильно отличались от простых девчонок с раёна. У всех этих сериалов огромные полчища фанатов, но уровня легендарности "Сумерек" им никогда не достичь.

#сумерки сага #twilight #сериалы #кино #вампиры