Тема вампиров актуальна во все времена. Никто не знает, почему, но есть в ней что-то притягательное. И вовсе не потому, что люди любят всякие пугалки. В вампирах, парадокс, много романтического. Возможно, виноват укус в шею - слишком уж он отдает петтинговым поцелуем. Хотя тут немного про яйцо и курицу: укус напомнил поцелуй или его придумали именно туда, чтобы напоминало поцелуй.
На самом деле, зубы, как их изображают у вампиров, совсем не годятся для прокола яремной вены - клыки вообще не для этого, между ними расстояние слишком большое, да и сами по себе они неудобны и массивны для кровесосания. Мясо рвать - это да, любой хищник тому примером. А эффективному кровососингу учиться надо у комаров. Но граф Дракула с хоботком - это цирк с конями и никакой романтики. А без, извините, соплей с сахаром слона, то есть, тему вампиров выгодно не продашь.
В общем, так сложилось исторически, что сейчас тема вампиров - это золотая жила. Особенно на ней отоспался кинематограф - список фильмов про кровесосов бесконечен: "Носферату", "Голод", "Блейд", "Дракула" - you name it. В подавляющем большинстве романтика и соответствующая ей обстановка стоят на первейшем месте. Без приторной ванили снят разве что роскошный псевдодок "Реальные упыри" - это и сделало его легендарным, собственно.
Фильмов, где вампиры стопроцентные враги, которые выглядят и ведут себя омерзительно, очень-очень мало, и даже в них есть сцены, где кровососы хотя бы ненадолго представлены в привлекательном свете.
Долгое время это все-таки были фильмы для взрослых, слабо применимые к нынешним реалиям, поскольку события в них происходили в некие условные "стародавние времена": стили разных эпох киношники соблюдают неточно, так что жабо, парики, фраки и корсеты с кринолинами раскидывают не согласно историческим реалиям, а по принципу "Я художник, я так вижу".
Среднестатистический зритель обычную историю в школе учил на отвали, а уж историей костюма и вовсе не интересовался, поэтому кружевная эта романтика шла на ура, пока дело не дошло до сериалов. Главная ЦА сериалов - это подростки, а в кринолины даже мысленно можно загнать только очень небольшую их часть. За дело взялись профессионалы, подрихтовали стандарты и на свет появились вампирские саги.
Чуть ли не первым сериалом именно для подростков, посвященным целиком обсуждаемой теме, стал "Баффи - истребительница вампиров", который стартовал в 1998-м году. Романтики там было кот наплакал: начиналось все как обычный довольно целомудренный сериал про старшеклассников. К тому же, сами вампиры там имели не очень привлекательный грим. Спайка, конечно, сделали красавчиком, но это вынужденно, иначе романтики совсем бы не было.
Но главный прорыв в души современных тинейджеров совершили, конечно же, "Сумерки". Кажется, ни один вампирский вижн не имел такого уровня легендарности ни до, ни после. И тому есть несколько причин.
Первая причина - это мрачноватая почти чернушная атмосфера всего первого фильма. Никакого не только веселья, но даже нейтральности. Баффи была такой сказочкой, никто по правде не пугался, да и цели напугать не было. "Сумерки" же снимали так, словно сценарий писал Стивен Кинг. Обычная жизнь обычного маленького городка, где ничего не происходит. Обычные школьники, а главная героиня и вовсе более чем стандартной внешности - никакой модельности и гламурности, почти дурнушка.
Вампиры не то, чтобы крокодилы внешне (хотя первое массовое впечатление зрителей от Эдварда/Паттинсона было именно таким: "Ну и урода подобрали"), но и на отъявленных красавчиков типа Дэймона Сальваторе из "Дневников вампира" не тянут. В городе живут очень простые внешне люди, мы видим обыденные провинциальные американские пейзажи, дома и антуражи, ничего выдающегося. Но в воздухе висят перманентные тревога и мрачность, как если бы зритель видел все глазами депрессивного подростка. И вот это создает атмосферу максимальной реальности происходящего. Идеальная картинка, в общем.
Но самое главное не это. Фильм всем зашел по совсем другой причине: он полностью базируется на полуэротических мечтах девочки-девственницы лет 12-13, не хватающей звезд с неба и не отличающейся какой-то особой красотой или популярностью в школе. Для парней там имеются мрачнях, спецэффекты и тема волчар-оборотней. Все остальное сделано с расчетом, чтобы среднестатистическая женская аудитория прикипела намертво. И она-таки прикипела. Разберем основные рычаги (или болевые точки?..).
1. Главная героиня
У нее заурядная внешность, она не неформалка, почти не красится, не красит волосы, не носит какую-то модную стрижку, ничем не выделяется и не популярна в школе - она вообще там только что появилась, переехав. Фантазии об идеальной ситуации очень сложно располагать в месте, где тебя знают, как облупленную, если ты в жизни серая мышка. Не стирать же память всей школе. Проще мысленно переехать туда, где тебя никто не знает и где поэтому может случиться все, что угодно. Двойной побег от унылой раннеподростковой реальности.
В своих мечтах девочка непременно захочет быть старше своих лет - все девочки хотят поскорее вырасти. И, конечно же, в этой фантазии надо взять красивое имя. Не Джесси Смит и не Дженни Ковальски, нет: Белла Свон. "Белла", кто не знает, в переводе с итальянского "красивая", а "свон" в переводе с английского "лебедь". Красивее, роматичнее и девочковее поискать.
2. Популярность у противоположного пола
Просто выдумать себе бойфренда мало. Нужно, чтобы тобой интересовались сразу двое, причем оба должны тебе нравиться, но предпочтение ты отдашь, конечно же, только одному - создатели фильма прекрасно понимали, что здесь все должно быть максимально традиционно, почти ханжески. При этом парни должны быть в меру необычными, рядовой одноклассник тут не прокатит.
Парень номер 1, вампир: он странный, но офигенный. Хотя ни кожи, ни рожи. Зато явно взрослый, что покрывает с лихвой стремный внешний вид.
Конечно же, в него просто обязаны влюбиться полшколы, включая главных красавиц. Но ему на их воздыхания плевать, потому что есть Белла. С чего его накрыла неземная страсть к неприметной девчонке, неизвестно, но объяснений и не требуется, потому что их быть не может. Тинейджерам в мечтах любить в одну сторону скучно - этого и в реале хоть отбавляй, а уж в идеальных фантазиях тем более должен быть кто-то, кто в тебя сам влюбится, да еще и пусть помучается сперва.
В реальных девичьих фантазиях довампирской эпохи это сводилось к представителю шоу-бизнеса, если девочка совсем маленькая, или же к какому-нибудь рандомному старшекласснику. В случае с первым отлично вписывается отъезд навсегда: товарищ едет на гастроли, но с девочкой у него все равно сильная ментальная связь.
Парень номер 2, оборотень: он офигенный, но странный. Все при нем: супер-тело, смазливая мордашка и экзотическое происхождение. Молодой - чтобы был контраст с Парнем Номер 1 (два одинаковых парня это не интересно). С его стороны так же имеются неземная любовь и адовы страдания все к той же серой мышке, к тому же он везде ее сопровождает и оберегает (еще бы, с такими трапециями).
Он ей тоже страшно нравится, но она Честная Девушка, поэтому никогда ему не даст себя поцеловать: ровесник в глазах любой тинейджерки всегда проигрывает более старшему конкуренту, а позволить поцелуй даже при всех этих раскладах с временным сливанием Эдварда, это все равно что дать на первом свидании.
ПН2 мог бы воспользоваться ситуацией (сцена со спасением Беллы от обморожения), но он в идеальных фантазиях честный-благородный. Да и ПН1 сурово предупредил: "Даже не думай". Хотя Джейкоб, давайте откровенно, мог размазать Эдварда как комара и не затрудниться. Но девочка-подросток такого в своих фантазиях допустить не может по определению.
В реальных девичьих фантазиях довампирской эпохи это был бы не вхожий в круг ее одноклассников ровесник с какой-нибудь необычной особенностью: например, встреченный в летнем лагере сын выпускника Лумумбария и простой россиянки или, не знаю, юный потомок грузинских князей. Они вдруг оказываются на одной территории и, к обоюдной радости, узнают друг друга. Тинейджерка, как человек гормонально здоровый, не может не хотеть такого персонажа, тем более, что физически ПН2 явно привлекательнее, чем ПН1. Но мозги в этом возрасте прочно забиты стереотипами, главный из которых гласит, что в любви кто первый встал, того и тапки. А Эдвард был первее Джейкоба.
ПН1 рискует жизнью, но наша героиня его успевает спасти. Затем он проходит мощное испытание, где она опять ему помогает, и где выясняется принародно, что они созданы друг для друга. И ее все-таки обещают инициировать. Но не сразу: сперва ей, конечно же, надо закончить школу. А то папа расстроится.
Отдельно отмечу, что инициацию в фильме предлагает сделать сестра ПН1, с определенного момента лучшая подруга главной героини. В реале у нашей тинейджерки это сводится к боязни потери девственности и подспудному желанию того, чтобы это случилось как-нибудь не так страшно и больно, как рассказывают. Отсюда женщина в роли дефлоратора, пардон, кусателя. Мол, лучшая подруга плохо и больно не сделает. Тем более, что все семейство Калленов взяло себя в руки и на Беллины вены все это время не покушалось, хотя по всем законам физики должно было растерзать ее в первую же встречу.
3. Накал эмоций
Вся первая часть представляет собой растянутые до бесконечности чувства, которые приходятся на отрезок времени между началом сильной влюбленности и первой возможностью хотя бы прикоснуться к объекту вожделения. В половом вопросе самые сильные эмоции обычно на этот период и приходятся, потому что до начала влюбленности кому какое дело, а после первого взаимного касания все обычно просиходит стремительно, и последующая разрядка - будь то петтинг или непосредственно секс - существенно снижает градус накала.
В фильме же быстрая разрядка по определению невозможна: заниматься любовью вампиру и человеку нельзя, а инициировать Беллу Эдвард не хочет, поэтому они даже целуются на таком напряжении, какое некоторым и во время секса не приснится. Фильм может нравиться или не нравиться, но эмоциональный момент авторы ухватили отлично. Сцены страданий Беллы после отъезда Эдварда сделан особенно мощно в этом плане. И это очень сильный эмоциональный допинг для любого зрителя с уровнем эмпатии хотя бы чуть выше, чем у деревянного чурбана.
4. Финал первого фильма
Поскольку за основу взяли фантазии брыжущей гормонами, но все еще довольно безмозглой тинейджерки, не имеющей ни жизненного, ни полового опыта, хеппи-энд в этой истории может быть только и только один. Какой? Ну конечно: Эдвард просит ее руки. Та-да-таран-тан-тан-тан. Нет, марша Мендельсона там нет, сразу идут титры. На этом фильм заканчивается - резко обрывается. Потому что продолжение надо отдельно придумывать, а это уже другая история, в первую пока еще вписывающаяся с трудом, ведь у фантазирующей девочки нет еще жизненного опыта, который позволил бы ей логически развить даже свои мечты.
Фильмы сняты по книгам писательницы Стефани Майер, которые - как неожиданно-то - скупают тинеджеры всего мира: на сегодняшний день продано под сто миллионов экземпляров. Стеф, будучи женщиной, попала в яблочко. Продолжение первой части написать было несложно и очень нужно - контракт на три книги поджимал. Фильм на него тоже сняли мгновенно, а там пошло по накатанной, благо автор женщина взрослая и опытная. Но заслуга популярности всей этой саги именно в первой части, которая могла закончиться только и только предложением Эдварда Белле выйти за него замуж.
После этого волной пошли более коммерческие сериалы о вампирах, их множество, начиная с "Дневников вампира", которые стоят отдельного разбора. Но все они были куда выхолощенее и гламурнее, а героини в них сильно отличались от простых девчонок с раёна. У всех этих сериалов огромные полчища фанатов, но уровня легендарности "Сумерек" им никогда не достичь.
#сумерки сага #twilight #сериалы #кино #вампиры