Вампирская тема на российском телевидении стартовала точно в День пионерии, который в СССР отмечали 19 мая. В этот день вышел на экран сериал “Пищеблок”, снятый по мотивам одноименного романа Алексея Иванова.
Писатель Алексей Иванов отличается лютой “любовью” ко всему советскому и описал в своем романе коммунистический строй метафорично. В произведении действие разворачивается в пионерском лагере, в котором действует строгая субординация, а приказы исходят от “верховных” упырей. Вампиры, питающиеся кровью, — символ, который вписывается в символ коммунистов — красный флаг, обагренный кровью. Кстати, главный вурдалак-родоначальник — герой гражданской войны, который на самом деле таким не является.
Хорошо, что режиссер Святослав Подгаевский не поддался искушению транслировать идеи Иванова в своем кино, которое несмотря на множество вопросов к юным актерам, все-таки получилось. Для того чтобы логично закруглить историю только в завершении фильма Игорь Корзухин дает объяснение идеологии вампирской власти — беспрекословное подчинение приказам “сверху”.
“Пищеблок” нельзя рассматривать как фильм для взрослых — картина подходит для более молодой аудитории. В картине много откровенных сцен, которые, хоть и вписываются в повествование, но выглядят как-то оторвано от общей концепции. Обилие обнаженного тела на экране вызывает вопрос: “Зачем?”
Мистики, как обещалось, в сериале предостаточно. Некоторые критики посчитали, что это дать западным хоррорам, и наши “ужастики” выглядят слабовато. Согласится с ними — значит покривить душой — местами было жутковато. Правда, пионерлагерные страшилки, рассказанные на ночь показаны не имеют должной атмосферы.
Теперь пару слов об атмосфере лагеря и времени, в котором разворачиваются события. Здесь явно у авторов что-то не заладилось. Может быть, расчет был сделан на аудиторию, которая слыхом не слыхивала о пионерских лагерях, быте их обитателей и порядках, там царивших? Ностальгии по 1980-м годам картина не вызывает, так как советской эстетикой в ней и не пахнет.
Что получилось хорошо, так это трогательный образ Валерки, который создал Петр Натаров. Он становится стержнем картины, и вытягивает слабые реплики и проваленную атмосферность. У остальных персонажей картины нет индивидуальности — они как серый фон с красными галстуками.
Что такое фильм “Пищеблок”? Социальная или политическая сатира, увлекательная приключенческо-мистическая картина, история взросления? Лента могла бы стать чем-то подобным, но это не удалось — все скатилось к американским штампам. И те не сработали.