Вторая половина 1950-х
СССР, Прибалтика
В середине 50-х, получив данные о том, что разведка США готовит своих агентов в Швеции для заброски на территорию Латвийской ССР, органы госбезопасности СССР приняли меры к внедрению своего закордонного агента «Пилота» в американскую разведывательную школу. При этом преследовалась цель—выявить и впоследствии взять под свой контроль каналы заброски и связи американских агентов для своевременного их обнаружения на территории СССР и захвата. Внедрение прошло успешно и «Пилот» стал слушателем одной из разведывательных школ американцев в Швеции.
За время учебы «Пилота» в разведывательной школе с его помощью удалось получить некоторые данные на трёх подготавливавшихся вместе с ним к заброске в СССР агентов. Это дало возможность установить их, а затем объявить в розыск и взять под агентурное наблюдение выявленные родственные и личные связи агентов.
Когда два шпиона на самолете были заброшены вместе с «Пилотом» на территорию Латвийской ССР, сведения, сообщенные им, помогли быстро установить места укрытия агентов и принять меры к их задержанию. Один из них при задержании покончил жизнь самоубийством, успев принять яд, хранившийся в воротнике пиджака, а второй сдался.
«Пилот» рассказал, что американцы дали ему задание связаться с участниками националистического подполья и использовать их для сбора разведывательной информации. Для этого разведка США снабдила «Пилота» рекомендациями к лицам, которые, по их мнению, могут оказать ему содействие в выполнении задания. «Пилоту» поручили также подобрать места укрытия для других шпионов, которых американская разведка намеревалась забросить в будущем.
Американская разведка снабдила «Пилота» и двух других агентов портативными радиостанциями, шифрами, кодами, средствами тайнописи, оружием, медикаментами, продуктами питания и большой суммой советских денег.
«Пилот» должен был проводить подрывную работу на территории СССР совместно с отравившимся агентом, а третий агент, по кличке «Борис», —самостоятельно. Последний оказался в действительности Балодисом, в прошлом — агентом германской разведки и участником националистической банды. На следствии «Борис» вел себя откровенно, рассказал о полученном им от разведки США задании и способах связи с центром, расписании радиопередач, условных знаках, а также о своем поведении в СССР после приземления. Показания «Бориса» проверялись через внутрикамерную агентуру, литерными мероприятиями и сравнивались с данными, которые сообщил «Пилот».
Учитывая сложившуюся оперативную обстановку, органы госбезопасности приняли решение завязать оперативную игру с американской разведкой, с тем чтобы выявить планы ее подрывной деятельности и создать условия для захвата других шпионов, подготавливаемых к заброске на территорию Латвийской ССР, а также сочли необходимым взять в разработку лиц, к которым у «Пилота» имелись рекомендации от американцев.
Для оперативной игры с вражеской разведкой решено было привлечь не только «Пилота», но и «Бориса» (в дальнейшем—«Капитан»). Участие «Капитана» в оперативной игре должно было укрепить доверие американских разведчиков к «Пилоту».
(Источник: О. Грибанов)