Найти тему
Лукинский I История

Как Степан Разин поднял крепостных крестьян России на мятеж

Оглавление

август 1670 года. Восстание Степана Разина на пике побед. Захвачен Астраханский край и мятежный флот плывет по Поволжью вверх. Без боя сдаются волжские посады и города, чернь со стрельцами бьет господ, открывает казакам ворота. Захватив Саратов, атаман без боя берет Самару и останавливается там, чтобы накопить силы для решающего удара.

Шептуны

После Самары у крестьянской России появилась надежда. Таинственные шептуны бежали по земле как паучки, вили паутину подметных писем. Атаман Разин их в глаза не видел и никуда не посылал, но шептуны жужжали пчелками и натаптывали тропинки.

Шептали неграмотным и давали читать грамотеям, в темных углах городов и селений, что идет Степан Разин дать волю, чтобы казнить дворян и воевод, по справедливости воздать и рассудить. Другие шептали, что идут казаки с царевичем Алексеем Романовым, что новый царь вернет хорошую жизнь до Смуты.

Разбежались шептуны по России поднимая чернь на восстание  против всего плохого
Разбежались шептуны по России поднимая чернь на восстание против всего плохого

Где-то шептуны поднимали преданных анафеме еретиков. И сотни старообрядцев, не сгоревших еще в очистительном огне веры, выходили из лесных скитов с вилами против царя и Никона. А другие шептуны шептали, что хочет атаман Разин ссыльного патриарха Никона освободить. И тысячи обращенных в новую веру трех перстов, тоже выходили за православие с вилами.

Татар и черемисов поднимали против русской власти, крестьян против гнета, христиан против раскольников, раскольников против христиан. А еще христиан против самой церкви, ведь не было в то время помещика злей, чем монастыри.

Годилось все, лишь бы раскачать, лишь бы кровь вскипела мужицкой Руси, что многого натерпелась. И вспыхивала в мужике русском давняя искра тех самых времен, когда не было ярма крепостного, а был вольный дух. И могли крестьяне менять жизнь, искать новой земли и воли на Юрьев День.

Вышли из лесных скитов еще не сожженные старообрядцы за истинную веру...
Вышли из лесных скитов еще не сожженные старообрядцы за истинную веру...

Воля

Даже если была эта воля больше в мужицких головах, потому что крайне сложно перевезти хозяйство, бросить дом и родные могилки, все- таки это было право по праву. Уход от помещиков и царя был синицей в руках, а не журавлем в небе. То, что можно сделать и получить.

Но боярам и Москве даже формальное крестьянское право на переход в Юрьев день, был поперек горла. Путались податные души, путались подати, а дворяне - опора царей, жаловались в Москву на хаос и разорение. И сначала Иван Грозный запретил переходы государственным крестьянам на царской земле Русского Севера.

Затем Борис Годунов ввел запреты на переходы временно, а Романовы после Смуты отплатили крестьянству, выгнавшему поляков, черной неблагодарностью. Соборное уложение 1649 года запретило уходить от помещиков и приравняло мужиков к бесправным холопам. Теперь их жизни, семьи и судьбы находились в руках господ. А сверху нависало гигантское московское ярмо податей, повинностей, откупов и взяток.

Мрачной и тоскливой беспросветно, стала жизнь русского крестьянства в 17 веке...
Мрачной и тоскливой беспросветно, стала жизнь русского крестьянства в 17 веке...

Выть

Мужиков били батогами, гноили в темницах, пороли плетьми, выбивая последнюю искру воли. И новой мечтой крестьян Расеи стал тихий Дон и Запорожская Сеча, и если для царской власти там прятались воры и разбойники, то для холопов и крестьянства были казаки удалыми молодцами. Но мало кто мог бежать на Дон к казакам, по той же причине, что не мог и переходить в Юрьев день - семья, хозяйство, могилки родителей.

Да и тягу к переменам хорошо выбивали дворянские плети из простой душонки. Вот и несли мужики крепостное ярмо, как несли крест крестного хода, дружно и терпеливо. Вот и выли мужики от бессилия, что не хозяева они больше этой черной жирной земли, что когда-то нашли и засеяли деды.

В мрачной забитой нищетой  кнутами Расеи, высекал Разин погасшие  огоньки...
В мрачной забитой нищетой кнутами Расеи, высекал Разин погасшие огоньки...

Ничего не осталось от веча древнерусского, а только осталось волком мужику выть. И недаром распределялись подати и повинности Москвы по местам этого мужицкого воя и тоски - по крестьянским "вытям". Таковой была Расея. Мрачная мужицкая душа, в которой Степан Разин сам того не зная, высекал погасшие и убитые огоньки.

И потому-то казаки Дона и Сечи, поднимаясь вверх по матушке Волге, чувствовали, что впереди их тайно и невидимо идёт страшная сила, которая равняет для них все пути, все дороженьки, подхватывает и несёт, словно на крыльях степного сокола...

ДАЛЬШЕ: 15 Боярская Дума < (жми)

Степан Разин 1 Беглец 2 Каспийский поход 3 На Москву 4 Клич атамана 5 Василий Ус 6 Царь 7 Сокол 8 Царицын 9 Стрельцы 10 Черный Яр 11 Астрахань 12 Воля 13 Cамара 14 Мужики 15 Боярская Дума

Ставьте 👍 и читайте продолжение (ссылка выше) Книги и соцгруппы