Самолет Ил-2, несомненно, лучшая советская авиационная конструкция Второй мировой войны. Многие считают его лучшим штурмовиком Второй мировой войны вообще. Самолет разработан Сергеем Ильюшиным. Он был построен в количестве 36 183 экземпляров, что делает его самым массовым боевым самолетом. Очень хорошие отношения между Сергеем Ильюсиным и диктатором Сталиным способствовали успеху этого строительства. Сергей Ильюшин был самым любимым конструктором диктатора. Его ни разу, как других, не обвинили в предательстве «идеалов коммунизма» и ни разу не посадили в тюрьму. Если на каком-либо из заводов, производящих самолеты Ил-2, наблюдалось падение темпов производства, Сталин посылал директору завода предупреждение: «Эти самолеты нужны Красной Армии, как воздух и хлеб». Сергей Ильюшин начал работать над самолетом в 1938 году. Самолет проектировался с экипажем из двух человек. Но по приказу Сталина был создан одноместный вариант. Аргумент был такой - самолет должен уничтожать наземные цели, так зачем ему задний стрелок? В результате в ходе братской войны (немецко-советской) в 1941 году Красная Армия понесла большие потери. Фактически первая конструкция, получившая обозначение ЦКБ-55, была двухместной. Броня весом 700 кг защищала экипаж, двигатель, водяной и маслорадиатор и топливный бак. Максимальная взлетная масса машины составляла более 4700 кг. Опытный образец самолета Ил-2, получивший тогда обозначениеЦКБ-55, совершил первый полет 2 октября 1939 года, а испытания провел генерал-майор Владимир Коккинаки. Самолет CKB-55 конкурировал с проектом Павла Сухого, штурмовиком Су-6, за самолет для Красной Армии. Самолет Сергея Ильюсина победил и получил обозначение БСЗ-2 (боевой штурмовик). Однако двигатель БСЗ-2 был слишком слаб (Микулин АМ-35, 1022 кВт, 1370 л.с.) для такой большой массы машины. Характеристики были удовлетворительными только на больших высотах. С. Ильюшин знал об этом и поэтому без каких-либо протестов приступил к разработке одноместного варианта, получившего обозначение ЦКБ-57. Вместо второй кабины вставили броневой лист и дополнительный топливный бак. Машина также получиладвигатель АМ-38 с лучшими характеристиками на меньших высотах.
Государственные испытания были проведены в марте 1941 г., а после них в апреле 1941 г. самолет получил официальное обозначение Ил-2. Опытные образцы были построены на заводе № 39 в Москве, рядом с которым находилась контора С.Илюсина. Там же было запущено серийное производство. Первые машины для воинских частей были поставлены в мае 1941 года. В 1942 году двигателей АМ-38 Ф не хватало, потому что заводы по производству этих двигателей только что эвакуировали в СССР. Были предприняты попытки установить на Ил-2 звездообразные двигатели Шевцова АШ-82. Но эти двигатели нужны были для истребителей Ла-5. Большие боевые потери одноместных Ил-2 заставили армию потребовать возврата к машинам с задним стрелком. Это удалось в конце 1942 года. Задний стрелок имел только броню пола. Полноценная защита заднего стрелка появилась в следующем Ил-10 (1944 г.). Самолет взял меньше вооружения, 400 кг, вместо 600 кг. Двухместный Ил-2 вступил в бой 30 октября 1942 года под Сталинградом. Судя по всему, часть одноместных машин была перестроена в двухместные. Эта информация маловероятна из-за нехватки самолетов на фронте.
Ил-2 выпускался: в Москве на заводах № 39, 30, в Куйбышеве на заводах № 1, 18 и в Ленинграде на заводах № 381. До 1945 года было построено 36 183 машины. Такое большое производство и постройка на разных заводах означало, что самолеты существенно отличались друг от друга. Со временем металлический хвост заменили деревянным. Дополнительные подкрепления были оставлены. Установлена более тонкая броня. И тому подобное.
Все время проводились различные испытания с двигателями, и прежде всего с вооружением. Обычно строились короткие серии. Почти все они прошли боевые испытания на фронте. Были созданы следующие варианты: учебный, торпедный, охотничий, разведывательный и корректирующий артиллерийский огонь (с дальнобойной радиостанцией и фотокамерой).
Наиболее популярным стал вариант Ил-2 м3 с двигателем АМ-38 мощностью 1700 л.с. Вооружение; 2 орудия калибра 23 мм (2 х 210 выстрелов), 2 пулемета калибра 7,62 мм (2 х 750 выстрелов), 1 км заднего наводчика калибра 12,7 мм (150 выстрелов), 400 кг бомб, иногда 4 нпр РС-82 или РС-132 . Используется самоуплотняющийся топливный бак. Дюралюминиевые крылья, у которых изменен угол заклинивания по отношению к фюзеляжу. Усовершенствована система управления.
Когда 22 июня 1941 г. немцы атаковали ЦККП, в Красной Армии имелось 249 машин Ил-2 (одноместных). Их пилоты были необученными. Наука ограничивалась только взлетами и посадками. Оружие во время учений не применялось. Тактика применения этих новых боевых машин не разработана. Первое боевое применение самолетов Ил-2 произошло на реке Березина, где 4-й десантно-штурмовой полк пытался остановить немецкую атаку. Первые столкновения закончились полной катастрофой. За первые три дня полк потерял 10 машин, еще 19 были уничтожены необученными летчиками. На 20 дней войны остался полк из 65 машин при 10 самолетах. Вообще весь 1941 год был самым трагическим периодом использования Ил-2. Самолеты были сбиты почти массово. 280-й десантно-штурмовой полк за три дня октября 1941 года потерял 11 машин. В другой день три из 5 машин не вернулись в аэропорт. По официальной статистике, из поставленных к 31 декабря 1941 года 1500 машин было потеряно 1100 самолетов и 600-800 летчиков бою была выработана новая тактика применения самолетов. Хотя РС-82/РС-132 могли без проблем уничтожить любой танк, попасть в него было большой удачей. Поэтому летчики предпочитали использовать пушки. Первая короткая очередь указывала на центровку снарядов, затем коррекция прицела и снаряды второго выстрела попали в цель. Однако со временем производимые пушки становились все хуже и хуже, что выражалось в точности. Из 100 процентов выпущенных ракет лишь несколько процентов долетали до цели. Использовалась массированная атака по одной цели. Около 4-12 машин. Атака велась по кругу, чтобы держать цель под угрозой. Плоскостное бомбометание заменили легким пикированием. Около 10 градусов. Благодаря этому серия пушек, а затем и поправка с противотанковой авиабомбой. Были и кассетные бомбы. 4 кассетные бомбы всего 192 бомбы малой массы. Эффективны были и бомбы ФАБ-100. Но осколки этой бомбы часто повреждали атакующий самолет. Поэтому были введены временные детонаторы. Также использовались капсулы с белым фосфором, но действие фосфора зависело от влажности, температуры и ветра. До конца войны для Ил-2 не был разработан хороший прицел для стрелково-бомбового оружия. Большинство пилотов разработали собственные методы. Бомба попала в объект площадью 2 акра с высоты 50 м - 200 м с вероятностью всего 3 процента. До конца войны для Ил-2 не был разработан хороший прицел для стрелково-бомбового оружия. Большинство пилотов разработали собственные методы. Бомба попала в объект площадью 2 акра с высоты 50 м - 200 м с вероятностью всего 3 процента. Прорыв в применении Ил-2 наступил после появления двухместной версии, а бои под Курском (июль 1943 г.) стали тактическим поворотом. 7 июля 1934 года Ил-2 за 20 минут уничтожил 70 танков. Именно тогда германский народ назвал Ил-2; черная смерть, мясник, мясорубка, железный Густав. время как Ил-2 легко уничтожался; вокзалы, мосты, аэропорты, заводы, атаки на позиции ПВО почти всегда заканчивались фиаско. Хорошая 20- или 37-мм зенитная пушка была эффективна против штурмовика Ил-2. Вот почему Ил-2 понес такие потери. Атакующий Ил-2 не боялся 88-мм пушек ПВО, потому что они были слишком медленными для быстрого и низколетящего самолета. 88-мм пушки были эффективны против бомбардировщиков. Как следствие, это было скорее следствием снижения морального духа немцев, чем повышения эффективности штурмовой операции Ил-2. Броня была эффективна только против ручных пулеметов.
В двухместных самолетах Ил-2 задний стрелок оказался в трагической ситуации. Его положение было плохо защищено. Часто от осколков погибал задний стрелок. На одного погибшего пилота приходилось 7 стрелков (!) убитых.
До конца войны каждый советский полк использовал свою тактику боя Ил-2. Если летчики не летали, то часами рассказывали о своих полетах, противнике, самолете, его оружии. Так вырос их опыт. У них не было поддержки со стороны командования, и единственными изменениями были отправка новых самолетов и еще более молодых, зеленых пилотов. Соответствующие законы, руководства и положения так и не были разработаны. Тактика Сталина основывалась на принципе - сила лукавого. И человек не имел значения (как всегда у москвичей).
На самом деле Ил-2 был хорошей и нужной конструкцией, но не лишенной серьезных недостатков. К основным можно отнести низкое качество изготовления и использование некачественных материалов. Самолеты строились на количество, а не на качество. Отсутствие каких-либо радиостанций разрушило все тактические предположения. Стрелковое оружие использовалось низкого качества. Прицел был паршивый и бомбардировщика не было вообще. Пилоты были плохо обучены. Если бы они были лучше подготовлены, многих потерь можно было бы избежать. Женщины тоже были пилотами. Подготовка не только летчиков, но и механиков была плохой, а потому служба была не соответствующей и способствовала возникновению ненужных отказов. Ходовая часть не убиралась полностью и была уязвима для повреждений. Поэтому их часто приземляли на живот, что приводило к повреждению радиатора.
Советы потеряли в боях 10 762 самолета Ил-2. Один самолет был потерян за 11 полетов (не только боевых).
Однако дело в том, что самолет проектировался по предположениям, действовавшим перед Второй мировой войной. Где должны были летать штурмовики под охотничьим прикрытием. Война на Востоке отрицательно подтвердила это мнение.
Другой факт, что машину никогда не обвиняли в неправильной компоновке планера и силовой установки. Использование двух двигателей было бессмысленным. И вот, с одним неработающим двигателем самолет вывели из боя. Один двигатель также является большим бронепокрытием для экипажа. С другой стороны, полеты только с 400-килограммовыми бомбами — результат недостаточной мощности двигательной установки. Но от этой проблемы страдали все самолеты Второй мировой войны.