В допетровскую эпоху на территории современной России были знакомы с техникой игольного кружева, шитьем по сетке, а также шитьем иглой на "воздухе", но только по краю изделия или тесьмы. В 1725 году Пётр 1 пригласил венецианских мастеров для обучения русских рукодельниц искусству шитья кружев с помощью иглы, а также с помощью коклюшек.
Но все-таки есть мнения, что история развития вязания на Руси получила свое начало благодаря скандинавским народам. Этим ремеслом в те времена, в северных странах занимались исключительно мужчины, а у нас же за дело взялись крестьянские девушки. В вязании спицами в те времена шерстяные нитки сыграли свою роль. Для вязания варежки, носков и чулок использовали именно овечью шерсть.
Во второй половине 18 века в Оренбургском крае зародился пуховязальный промысел.
Оренбургские шали делают из тончайшего пуха козы. В основе вязания лежат нити из шёлка или хлопка. Европа и остальной мир впервые увидели платки на всемирной выставке в Лондоне в 1851 году. После этого к платкам пришла всемирная слава и признания. Оренбургский пуховый платок – изящное, изысканное и нежное произведение искусства. Оренбургский платок является одним из символов России наряду с хохломой, матрешками и тульским самоваром.
Также на Руси было развито вязание носков. В Рязанской области, археологи нашли носок с надетым на него башмаком. Его датируют 11-12 веком, а хранится он в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике.
Ещё один интересный образец носка, сохранившейся до наших дней, относится к более позднее периоду – 16-17 в. Предположительно, он был связан по кругу на пяти спицах. Хранится в Археологическом выставочном комплексе "Старый гостиный двор" в Москве.
На Руси вязаные носки играли важную роль в свадебных церемониях. Они и варежки составляли значимую часть приданого. В основном, носки были однотонные. Но в Рязанской, Тульской и Пензенской губерниях, например, праздничные изделия вязали в красочных орнаментах. Самыми знаменитыми были узоры из растений и геометрических фигур.
В конце 19 – в начале 20 века в России становится популярным вязание сапожек с красивыми цветочными орнаментами. Даже в наше время вязаные сапожки очень актуальны. Современные мастерицы пошли дальше и вяжут не только сапоги, но и ботиночки, кеды, кроссовки, слипоны, босоножки, а также детскую обувь.
Также на Руси было развито вязание варежек. На Руси варежки известны с 13 века. Обычно их носили крестьяне. Бояре и дворяне носили одежду с длинными рукавами, в которых и прятали руки от холода. Но со временем мода изменилась. Рукава одежды стали короче, а руки необходимо прятать от холода и представители высшего сословия также стали пользоваться варежками. Существует несколько версий происхождения русского слова "варежка".
По одной из них, "варежка" происходит от словосочетания "варяжская рукавица", что является подтверждением заимствования этого вида одежды у выходцев из скандинавских стран – "варягов".
По второй версии это слово походит от существительного "вар", что означает "защита", "преграда".
В 19 веке девушки и молодые замужние женщины из зажиточных семей по праздникам носили "накулачники" ("митенки") – это длинные узкие перчатки без пальцев. Как правило, их вязали из белого хлопка. Скорее всего их больше носили для красоты, чем для тепла.
Варежка была не только предметом одежды, который защищал от холода, но и произведением искусства и даже своеобразным посланием: иногда очень сложный многоцветный узор мог нести определенную информацию. Узоры на варежках были разные и служили в своём роде оберегом. Варежки были с птицами, крестами, треугольниками и т. д. Традиция украшения предметов быта и одежды узорами, несущими обереговую функцию, существовала на Руси со времен язычества. С принятием христианства эта традиция не исчезла, она видоизменилась и дожила до наших дней. Правда узоры частично утратили обереговый смысл. Сейчас варежки также популярны, как и в старые времена. Современные мастерицы вновь обратили на них свое внимание. Ведь что может быть уютнее старой доброй вязаной варежки?
Также вязали половики и коврики, которыми принято было покрывать лавки, сундуки, спальные места на печах.
Половики были как домотканые, так и вязаные. Вязали их из подручных материалов. В ход шли любые старые вещи и тряпки, которые резали полоски шириной до одного сантиметра. Обычно изделия представляли собой либо дорожку прямоугольной формы, либо круглый коврик. Они были не только элементом убранства жилища, но и служили своего рода оберегом.
Со временем половики становятся предметом традиционного славянского декора. Искусство изготовления вязаных ковриков живо и сейчас. Современные мастера создают удивительные коллажи, экспериментируют с формой, материалами, а также техникой изготовления ковриков. Все зависит от желания, возможностей и фантазии.
Вязаные изделия на Руси являлись частью старинных обрядов и обычаев, в то числе и свадьбы. Так, например, девушки готовили себе приданое. Наряду с вязанием носков, чулок и варежек они вязали скатерти, салфетки, вязали кружево, а потом украшали кружевом простыни, полотенца. Обязательным атрибутом был свадебный рушник.
Конечно, со временем, эти обычаи потеряли свою ценность. Но и в современном мире создают поистине уникальные вещи.