Наверняка, каждый, кто учился в советской школе, помнит эту репродукцию картины Татьяны Яблонской. Помнит, как всем классом учились описывать её сюжет, колорит, фигуру девочки. И, конечно, ждали оценки за сочинение.
На этом светлом полотне девочка-подросток начинает новый день своей юной жизни - с открытым настежь балконом, с порывом ввысь всем своим существом. Зритель верит не только в счастливый день этого юного создания, но и в долгую, красивую жизнь.
«Утро», 1954 год. Дочери Татьяны Яблонской Лене 13 лет. Они живут вдвоём в маленькой комнатке киевской коммуналки. Отец Лены, ушедший в 1941 на фронт, увидел родившуюся в тот год дочь только после войны. Но семейная жизнь супругов-художников не сложилась, и родители расстались.
Татьяна Ниловна продолжала писать картины. Дочь вдохновенно изучала ботанику, разводила цветы и мечтала выйти замуж за лесника. Но по настоянию матери после школы поступила в Строгановское училище.
А утренняя картина художницы быстро стала популярной. Напечатанная в журнале "Огонёк", она вскоре была вырезана почти каждым его читателем и висела на стенах многих советских квартир.
Повесил её на стенку своей комнатки и казахский мальчик Арсен Бейсембинов, влюбившись с первого взгляда в эту стройную девочку с косой. А когда закончил школу, решил стать художником и отправился в Москву в Строгановское училище. Там и случился его роман с однокурсницей по имени Лена. На летних каникулах он решил познакомить девушку с родными и пригласил в гости в Алма-Ату. Здесь она обнаружила на стене небольшую репродукцию, написанную её мамой утром 1954 года. Каково же было изумление юноши, узнавшего, что на картине она! Что он дважды влюбился в одну и ту же девушку!
А потом девочка с картины стала женой Арсена, переехала в Алма-Ату, где они с мужем вместе стали работать мультипликаторами, иллюстрировать книги, делать гобелены. Хотя Елена часто признавалась, что не сильно этим увлечена. Она любит заниматься разведением фазанов и выращивать пионы. Обожает рисовать цветы. А посетителям своих вернисажей с удовольствием дарит браслеты из бисера, которые делает сама.
Зангар - сын Арсена и Лены - пошёл по стопам родителей и тоже стал художником. Занимался живописью, реставрацией, жил в Канаде и Турции, теперь в США. Есть внуки и правнуки.
В 2000-м не стало Арсена.
Елена Бейсембинова осталась одна в стареньком деревянном доме на окраине города. Это уже не тот дом, в котором она некогда увидела себя на картинке. Тот дом продали, а вырезка из "Огонька" потерялась во время переезда. Зато осталось нечто более дорогое для Елены Сергеевны.
Это карандашный профиль Елены на листочке в клетку, который нарисовал Арсен в один из первых дней их знакомства. Под ним написано:
И она бережёт этот листок почти 60 лет.
А девочка-подросток - в одном из залов Третьяковской галереи - по-прежнему стоит в освещённой утренним светом комнате, встречая новый прекрасный день.