Томительное ожидание заканчивается. Остаётся всего лишь 13 дней до официального выхода седьмого (да, всего лишь седьмого за целых сорок лет!) альбома группы, а точнее дуэта, покорившего мир в 80-е, но затем будто бы специально растерявшего всю свою публику. На самом деле это не так. И чтобы убедить вас в этом, в данном материале окажется целая порция подходящих ссылок на мои (и не только) рецензии по альбомам Tears for Fears, а также вполне интересная новая информация.
Последуем же заголовку и поговорим о воссоединении, по своей ностальгии вселявшем заметную порцию надежды, но ставшим лишь очередным доказательством того, что одной преданной фан-базы великим музыкантам для продвижения может оказаться недостаточно.
Начнём с хроники воссоединения дуэта согласно их собственным словам:
«Каждый раз, когда я заходил в звукозаписывающую компанию с какой-либо музыкой, они говорили: “Ах, это здорово. Да, ты можешь снова начать играть с Куртом?”.
У нас всегда были деловые интересы, сохранившиеся и после того, как мы расстались в 1990 году, так что мы всё равно всегда договариваемся о чём-то вместе. У нас есть общие друзья. И на самом деле, я думаю, это был всего лишь вопрос времени, прежде чем столько воды утечёт под мост. О чём мы беспокоимся? Давай снова начнём общаться вместе и посмотрим, к чему это приведёт».
Роланд Орзабал, 2004 год.
Другая одна точка зрения.
«Все наши обиды прошли и мы встретились. Решили записать что-нибудь вместе и посмотреть, получится ли. И на нас не оказывалось особого давления. Нам не нужны были деньги. Мы ничего не искали. И в какой-то момент мы поняли, что это отличается от всего, что мы могли бы сделать индивидуально. Вот тогда-то всё и началось снова. В этом был какой-то смысл».
Курт Смит, 2021 год.
Вот так без особого шума и пыли прошло целое десятилетие, после которого Роланд Орзабал и Курт Смит вновь обнаружили в себе желание и силы работать вместе, оживив тем самым изрядно запылившийся бренд Tears for Fears. Сейчас будут обещанные ссылки с максимально кратким описанием того, что происходило с ребятами, пока они отдыхали друг от друга.
1993 год. Tears for Fears – «Elemental». Самый успешный проект кого бы ни было из этих двоих по отдельности. Складывается ощущение, что лишь по инерции, но на самом деле альбом в целом очень сильный. Орзабал приложил много усилий для этого.
1993 год. Курт Смит – «Soul on Board». Вышел спустя два месяца после «Elemental» и закономерно провалился, поскольку искушённой публике сольный музыкант Курт Смит был совсем не нужен. Позже выяснится, что этот альбом не нужен был и самому Смиту.
1995 год. Tears for Fears – «Raoul and the Kings of Spain». Вот и Роланд терпит неудачу, но опять-таки по мне незаслуженную. Очень хороший альбом, хоть и похуже, чем все предыдущие релизы.
1998 год. Mayfield. Группа, названная в честь легенды соула Кёртиса Мэйфилда, была собрана Смитом в Нью-Йорке.
Они выпустили один единственный одноимённый альбом, который, само собой, опять прошёл незамеченным. Хотя в его поддержку даже выпускались синглы. Посмотрите видеоклип на песню «Reach Out». Видеть Курта блондином непривычно до жути.
1999 год. Курт Смит – «Aeroplane». Мини-альбом из шести песен (в том числе своих версий классики Tears for Fears), изданный также с материалом всё тех же Mayfield, что, впрочем, никак не помогло ему увидеть успех.
Вообще сольный Смит практически не представлен на стриминговых сервисах, поэтому приходится слушать лишь в ознакомительных целях.
2001 год. Роланд Орзабал – «Tomcats Screaming Outside». Выпущен в США днём 11 сентября. По идее на этом всё ясно.
Ах да, этот необычно крутой сольник Роланда тоже забыт из-за сомнительных авторских прав. Обидно. Почитайте и эту рецензию моего коллеги с канала «Музыкальный лайнер времени».
И вот, когда Курт уже было начал готовиться к очередному сольному проекту, а Роланд заканчивал финальную часть записи своего единственного релиза под настоящим именем, прозвенел запоздавший будильник и Tears for Fears вернулись!
Есть мнение, что это произошло ещё и «по вине» третьей стороны, которую звали Гэри Джулз. Этот кавер вы точно слышали хотя бы раз.
В 2001-м вообще происходили какие-то странные вещи, связанные с именем группы. Вышел фильм «Донни Дарко», ожививший и без того прекрасную песню «Mad World» (даже самому дуэту версия Джулза нравится больше своего оригинала, а я с ними не согласен). Вышедшая в 2003 году отдельным синглом, она удостоилась огромной чести – стала рождественским хитом №1 в Великобритании! Вот настолько публика заценила.
Явно прознав, что готовится что-то новое от Tears for Fears, их старый лейбл Mercury, сначала заставивший Курта выпустить «Soul on Board», а затем испортивший весь релиз «Raoul and the Kings of Spain», без согласия ребят выпускает сборник их лучших хитов «Shout: The Very Best of Tears for Fears». Этот релиз – очевидная попытка подзаработать со стороны лейбла, ведь после этого они не удосужились пригласить ребят к себе обратно. Или Tears for Fears сами отказались. Кто знает? Но зато вышедший в том же году несчастный «Tomcats...» Роланда провалился со свистом.
Но на воссоединение ребят эти события не повлияли. Запись того, что станет альбомом «Everybody Loves a Happy Ending», заняла всего шесть месяцев, однако процесс написания самих песен был непростым. Это было очень похоже на то, что уже два десятилетия происходит с Depeche Mode. Курт переехал в США, а Роланд остался жить в Англии – территориальная проблема.
«Мы проводили вместе несколько недель, а также были глубоко погружены в другие дела, которыми занимались в то время. Затем брали отпуск на пару месяцев; я возвращался в Лос-Анджелес, а Роланд – в Англию. Потом собирались вместе ещё на несколько недель. Мы делали это в течение нескольких лет. Полноценную работу в студии начали в апреле 2003 года. И как только все песни были написаны, сама запись заняла всего шесть месяцев».
Курт Смит, 2004 год.
Показалось, что всё идёт просто прекрасно. Это мнение укреплялось положением ребят на новом лейбле. Известная американская компания Arista Records, возглавляемая Эл-Эй Ридом, в начале 2000-х имела некоторые проблемы с коммерческим успехом, но сам Рид был просто в восторге от творчества Tears for Fears и возлагал большие надежды на их новый альбом. Однако перед самым выпуском «Everybody Loves a Happy Ending» случилось неожиданное: в Arista сменилось руководство.
«Новые люди не были так увлечены этим альбомом, как Эл-Эй. Тогда мы сказали: "Нет, мы не хотим этого делать. Пожалуйста, мы хотели бы вернуть нашу запись”. Конечно, на это уходит куча месяцев, потому что приходится вмешиваться юристам».
Оставшись наедине со своим готовым альбомом, Курт и Роланд не стали сильно изворачиваться и заключили кучу сделок на своих условиях. 14 сентября 2004 года долгожданный новый альбом Tears for Fears увидел свет в США на лейбле New Door, а спустя аж полгода (!), 7 марта 2005 года, «Everybody Loves a Happy Ending» вышел в родной для ребят Великобритании с помощью Gut Records.
В других европейских странах, согласно порталу Discogs, релиз также осуществлялся при поддержке разных лейблов. Такая вот запутанная ситуация получилась.
Каким же получился сам материал? Скажем так, представьте, что Курт и Роланд не расходятся по разные стороны баррикад после выпуска «The Seeds of Love», а выпускают свой четвёртый альбом году эдак в 1992-м.
Или, что будет ещё более точно, мы наконец услышали долгожданное воссоединение... Пола Маккартни и Джона Леннона! И я не шучу.
Начиная с первой же песни, одноимённой альбому, мы слышим классических Tears for Fears времён «The Seeds of Love», при этом делающих совершенно очевидный кивок в сторону любимых The Beatles, чем они занимались ещё в 1989 году.
Wake up, your time is nearly over
No more the supernova
And no action guarantee
«Проснись, твоё время практически истекло...». Друзья достигли 40-летия и понимают, что бремя популярности ушло. Но всё же они держат оптимизм и марку.
Песня меняет несколько настроений, делаясь заведомо похожей на «A Day in the Life». Это не так уж плохо, но весьма, хмм, странно.
Далее следует попытка записать ностальгический хит. Яркая песня «Closest Thing to Heaven».
«Первая песня, которую мы вместе написали, просто сидя в комнате. И это была одна из тех песен, которые появились за один день, от начала её исполнения до фактического завершения, за исключением всех текстов, всё было готово».
В целом, на «Everybody Loves a Happy Ending» есть достаточно сильные моменты, но в каких-то случаях я просто ловил себя на терзающих мыслях по типу «где-то я уже это слышал» или «хорошей задумке не хватает развития».
Вот, например, «Call Me Mellow» хорошо подходит под последний параметр.
Солирует почти на всех песнях как всегда Роланд, но на двух поёт Курт. Первая – «Size of Sorrow», старая песня Орзабала, которую он представлял публике ещё во время тура в поддержку «Elemental».
Вторая – «Who You Are», которую Смит сочинил в соавторстве с Чарльтоном Петтусом, партнёром по группе Mayfield. Петтус вообще почти везде проставлен как соавтор и даже в новом альбоме 2022 года будут песни с его участием. Интересно. Обе песни не хитовые, но и неплохие. Они просто средние.
При этом я в целом проникся воссоединением ребят гораздо больше, чем тем же «Раулем». И дело вот в чём. «Raoul and the Kings of Spain» – слишком продолжительный, слишком мрачный. А «Everybody Loves a Happy Ending» включаешь, когда просто хочется элементарного солнца на головой. Взять хотя бы «Who Killed Tangerine?» – весьма абсурдная попытка записать собственную «Hey Jude» или «You Can't Always Get What You Want». Но до чего же прилипчивая.
Одна из самых дружелюбных песен, «Secret World», по сути пересказывает «Closest Thing to Heaven» по части мелодии. Поставьте их на альбоме рядом и удивитесь тому, сколь сильно они похожи. Даже неловко.
Любимой же лично для меня на альбоме стала, как ни удивительно, самая последняя песня «Last Days on Earth». Поёт её Роланд и неплохо так адресует лирику Курту:
Tired of this elegant life
With the best will in the world
It's a thorn in your side
Talk away the pain for the very last time
Like an echo in a cave
Let it die in our mind
I told you
I'd hold you
'Til the last days on earth
Будем друзьями до последних дней на Земле, не так ли? Это правильный настрой.
Весь альбом можно послушать ниже:
Когда Роланда спросили, что нужно для того, чтобы посчитать их воссоединение успешным, он ответил следующее:
«Создание альбома было очень приятным. Я бы сказал, что это было фантастическое путешествие. Думаю, что если мы сможем продолжать в том же духе, со всеми гастролями и продвижением, то будем вспоминать этот период как замечательный».
Что ж, как коммерческий релиз «Everybody Loves a Happy Ending» ждала очередная неудача. А чего, спрашивается, ждал дуэт после резкой смены лейбла? Например, в США к 2008 году альбом продал меньше ста тысяч копий, что гораздо хуже, чем результат воссоединившихся в том же году Duran Duran. При том, что Duran Duran тоже успели обрасти плесенью для нового поколения и им тоже пришлось пойти на воссоединение классического состава, да и как альбом «Astronaut», мне кажется, значительно уступает «Everybody Loves a Happy Ending». Но народ пошёл покупать сборники лучших хитов Tears for Fears вместо нового альбома – это их право.
«Когда мы делали "Everybody Loves a Happy Ending", то думали, что это в буквальном смысле конец. У нас вообще не было никаких планов делать ещё одну запись. Мы немного гастролировали, и довольно часто я ездил в Лос-Анджелес на лето со своей семьей».
Роланд Орзабал, 2021 год.
К счастью, хэппи-энд всё же увидит свет совсем скоро. Обязательно поговорим о нём на канале. А пока можете поделиться своим мнением об альбоме 2004 года. Нравится он вам или всё-таки нет? Будет очень интересно обсудить.
Почитать о других альбомах группы Tears for Fears можно в соответствующем разделе на канале:
Добровольно поддержать мой скромный блог монеткой, чтобы помочь в выпуске новых длинных историй можно ниже. Спасибо.
А ещё можно подписаться на мой Телеграм-канал. По возможности буду стремиться добавлять различный контент и туда тоже.