Евгений Останькович
Домбай похож на каменную чашу. Ее дно – зеленая долина. Края - серо-коричневые склоны гор. Пилообразные, зубчатые края – снежные вершины – их белизна поздней осенью превращается в широкий пояс, который каждое утро становится все шире, неотвратимо приближаясь к долине. Это вроде барометра зимы. С точностью до недели можно рассчитать ее прибытие на туристскую базу.
Но жизнь в долине кипит. Еще нет горнолыжников, уже закрыты союзные маршруты туристов через перевалы. Однако существует межсезонный набор отдыхающих, совершающих короткие прогулки в окрестностях. Самый длинный маршрут к Алибекскому леднику. База вроде бы превращается в дом отдыха, и ее инструктора становятся массовиками затейниками, когда начинает морозить изнурительный холодный дождь.
Отдыхающих немного. Приехали они по местным путевкам. Каждый человек на виду и даже директор знает каждого из них в лицо. А некоторых и поболее.
Среди межсезонных туристов выделялся мужчина лет пятидесяти. Несмотря на высокий рост, он казался квадратным – настолько широки были его плечи и таз. Он обратил на себя внимание в первое же утро, когда дежурный инструктор, ударив в рынду, стал вызывать на улицу туристов, чтобы провести зарядку.
- Всем на зарядку, на зарядку! – разносился его тенорок. Но непривычные туристы (большинству было за сорок) собирались на спортивной площадке весьма неохотно.
И тут к тенорку дежурного прибавился бас. Он вещал!
- Кто на зарядку не попадет, тот в ад попадет. А ад – страшная штука. Лучше на зарядку.
И тут я увидел смеющихся туристов, которые, видимо, испугались такого странного общения и вылезали один за другим на зарядку. Так у дежурных инструкторов по утрам появился помощник в лице того самого квадратного человека. Чудаков на свете много. К таковым мы и причислили странного помощника.
Наутро я чувствовал, что странное чудачество выйдет нам боком. Первый симптом – снятый с заснувшего сторожа полушубок, который потом был вывернут наизнанку. Квадратный турист накинул его на себя и на четвереньках, как дикий зверь, рыча, прополз ночью через женское отделение. Поднялся шум. Пришлось наводить порядок.
- Я просто пошутил, – пояснил нам, недотепам, любитель юмора. Получив предупреждение, он на день-два притих.
Через пару дней шофер грузовой машины подобрал на дороге двоих туристов и, смеясь, привез их на базу. Оказывается, наш неспокойный турист задумал с тремя товарищами поход в распивочную. Дорога к ней шла через мост, потом виляла между огромных каменных морен. Здоровый детина уже после третьего стакана водки сообразил, что своих собутыльников он домой не доведет. Здесь же в хозяйственной лавке он купил бельевую веревку. Вскоре на дороге появилась «альпинистская» связка, которую тащил квадратный дядя. Вся трудность оказалась в том, что двое в этой связке застряли каким–то образом в одном кювете, а наш квадратик в другом. Но веревку не резал. А терпеливо тащил.
- Принимайте ваших альпинистов – хохотал шофер, показывая необычный груз в своем кузове.
Утром, как ни в чем не бывало, наш квадратик демонстрировал перед старушками лихую строевую выучку.
И тут старший инструктор тоже решил пошутить. Он подозвал к себе мастера строевой и спросил:
- У Вас какой чин?
- Майора, - без раздумья ответил турист.
- Назначаю Вас полковником. Но с условием. Если что Вы навертите - разжалую в рядовые.
- Слушаюсь! – ответил «квадратный полковник» и строевым шагом отошел от старшего инструктора.
Что же за генерала обрела наша база? Я посмотрел его документы. Единственно, что узнал – это место работы. Ставропольская тарная база. Вероятно, грузчик! Но «квадратный полковник», несмотря на уговор, не успокоился. Следующим утром меня встретила у порога базы полная женщина. Оказывается, нашего «полковника» ночью обнаружили в женском туалете. Он был совершенно пьяным. Сидел на унитазе и играл на детской дудочке. Через несколько минут он был в кабинете директора. Я давно понял, что увещевать его не было никакого смысла.
- Товарищ полковник, – выпалил я командным тоном, - в Вашем коллективе, на тарной базе, начались беспорядки. Приказываю, явиться по месту службы и навести там порядок. Вам ясно!
В глазах «квадратного полковника» появилось нечто новое – какая-то хитреца, пропитанная решимостью. Потом он минуту-две раздумывал и затем заявил.
- У меня еще по путевке в запасе неделя. Выдайте за семь дней сухой паек.
Я не стал спорить - лишь бы отправить квадратного полковника домой. Через час дежурным «Рафиком» в сопровождении инструктора Магомеда он выехал в Теберду, откуда ходили рейсовые автобусы на Ставрополь. Я вздохнул с облегчением – мало ли, каких дел мог натворить еще этот представитель тарной базы.
Но самый его главный «финт» оказался еще впереди. Магомед купил «полковнику» билет, посадил в автобус и посмотрел на часы. Последний дежурный «Рафик» уходил в Домбай через десять минут. Магомед взглянул на своего подопечного – тот излучал сплошное послушание.
- Полковник, мне надо возвращаться в Домбай. Так сам до Ставрополя доедешь?
- О чем разговор! Конечно. Поезжай. Мы тоже скоро двинемся в путь.
- Будь здоров!
- Буду!..
Но не успел Магомед отойти от автобуса, как квадратный полковник направился в ресторан, стоящий неподалеку. Народу в нем было немного. Полковник выбрал столик и заказал то, к чему привык. Пару котлет и стакан водки. Второй заказ ничем не отличался от первого. Когда пришло время рассчитаться за выпитое и съеденное, «полковник» подозвал официанта и вежливо попросил у него автокарандаш. Потом вытащил салфетку из спецстакана и вывел на ней какие-то каракули.
- Вот по этой записке, - обратился он также вежливо к официанту, - вы можете получить деньги в любом банке мира.
Что было потом неинтересно. Знаю, что «квадратный полковник» обладал огромной силой. Пришлось вызывать наряд милиции.
К этому времени я уже мчался на «газике» из альплагеря на разборку в Теберду. В милиции полковник вел себя элегантно, вызывал смех у присутствующих. Я договорился, что на машине ГАИ моего туриста довезут до Черкеска, чтобы догнать рейсовый автобус…
На следующий день я позвонил директору тарной базы и рассказал все, как есть. Директор принял мои аргументы спокойно.
- Знаете, как мы получили бесплатную путевку в Домбай, то решили ее отдать этому грузчику. Даже денег собрали ему на дорогу, решение было, на наш взгляд, верным, коллектив хотел отдохнуть от этого человека. - Он вздохнул и произнес: - жаль, что не получилось…
Я повесил трубку.