Радость от победы наших фигуристов в командном турнире была не долгой. Она сменилась тревогой и ожиданием.
Церемония награждения победителей командного турнира фигуристов была перенесена на неопределенное время. Об этом сообщила пресс-служба МОК, не уточняя причины.
Однако причину озвучило вполне конкретное издание Inside the Games (эксклюзив от старшего корреспондента портала Майкла Павитта), объявившее 09.02.2022, что причиной задержки церемонии награждения связана с допинг-пробой российской фигуристки.
Портал не назвал тогда препарат и уточнил, что запрещенное вещество, выявленное в микродозе, не оказывает влияние на улучшение спортивных показателей, чем породил массу слухов.
Так что же это за издание Inside The Games (ITG), которое по сути нарушило права несовершеннолетней российской фигуристки?
Вышло в свет ITG в 2005 году. Его специализация – Олимпиады, Паралимпиады, крупных событиях около спорта, тема МОК, допинга и тд. Буквальный перевод названия Inside the Games – «Внутри Игр». Однако «инсайд» в журналистике, это информация, которая должна быть скрыта от посторонних (инсайдерская информация). Соответственно, название портала говорит за себя.
Журналист сайта Матч ТВ Сергей Лисин, раскрывающий, в том числе, тему допинга, считает:
«Должен признать, что издание Inside the Games <…> очень солидное. Они бы никогда не дали такую информацию (прим. о запрещенном веществе в пробе Камилы Валиевой), не имея надежного подтверждения. Может быть, не детального: название субстанции, номер пробы, дата и время, когда она была взята. Но именно суть проблемы, если у них надежного подтверждения, например, аудиозаписи разговора со своим источником в МОК, они бы не стали давать. Потому что если это будет фейком, возможен иск: были упомянуты Федерация фигурного катания и наша страна, и если кто-то захочет спросить, у него будет эта возможность. К сожалению, должен признать, если они дали такой инсайд, значит, у них есть надежный источник».
Редактором ITG является Дункан Маккей. Он когда-то признавался лучшим спортивным журналистом Великобритании, в 2012 году участвовал в олимпийской эстафете и нес олимпийский факел. Писал о легкой атлетике (для The Guardian).
Inside The Games – британское медиа, которое появилось в 2005 году (Маккей запустил вместе с женой это СМИ после того, как Великобритания подала заявку на проведение летней Олимпиады 2012 года) и специализируется именно на МОК, Олимпиадах, Паралимпиадах и других крупных спортивных событиях. Примечательно, что ITG работает без платной подписки, изданием допускаются донаты - каждый может пожертвовать деньги в виде подписки для поддержания проекта. Но на донатах СМИ, располагающие такой дорогой эксклюзивной информацией, прожить вряд ли могут.
ITG позиционирует себя как «самый влиятельный независимый олимпийский новостной сайт в мире», его только за 2921 год посетило более 25 млн читателей:
***
Финансовая история ITG неоднозначна.
Маккей был признан банкротом после смерти жены. Окружной суд Милтон-Кинса вынес постановление о банкротстве Дункана Маккея. Возник конфликт с компанией Zulu Creative из Бирмингема, которая занималась веб-дизайном портала и требовала от него оплаты за два года. Zulu Creative в 2009 году обратилась в суд с требованием выплаты 100 000 £. Сайт переехал с одного домена на другой. В том же году Дункан Маккей вместе с Сарой Боурон зарегистрировал компанию Dunsar Media (оказание информационных услуг). Сам Маккей утверждал: «Я сотрудник Dunsar Media. Этой издательской компанией, которой принадлежат insidethegames, insideworldparasport и insideworldfootball, полностью владеет Сара Боурон. Задаваемые вопросы не имеют отношения к моей должности редактора на трех сайтах». Впоследствии Маккей ушел с поста директора Dunsar Media.
Несмотря на банкротство, деятельность ITG продолжается. И еще раз повторю – не на донатах же. Даже стоимость поездки на Олимпиаду для аккредитованного журналиста стоит колоссальных денег.
Скандальные политически ориентированные материалы Дункана Маккея и его журналистов о России и российском спорте – не редкость. Российский спорт – не британский (!!!) выделен даже в отдельный раздел. Ответ на вопрос, кто финансирует издание, кажется достаточно прозрачным…
Маккей «проезжался» и по теннисистке Шараповой после обнаружения у нее мельдония. Опубликовал фото российского президента в боксерских перчатках с подписью: «Россия серьезно настроена навести порядок в AIBA?»
В канун Олимпиады издание муссировало тему прививок от коронавируса.
Цитирую:
«Российским вундеркиндам-подросткам по фигурному катанию сообщили, что им не нужно будет делать прививку от COVID-19 и они не будут обречены на трехнедельный карантин перед выступлением на зимних Олимпийских играх 2022 года в Пекине».
Кстати, заметили – опять про фигурное катание, опять с сарказмом, хотя несовершеннолетние спортсмены в других видах спорта тоже есть.
Публикации в таком антироссийском духе – не редкость на портале и твиттере издания. Не верите? Посмотрите сами. Теперь тема употребления допинга нашей фигуристкой, думаю, будет раскручиваться Inside The Games и ее редактором с особой силой. Что очень похоже не некий заказ. Я согласна с постом, который был опубликован в твиттере. Не буду переписывать, размещу скан.
Не случайно Президент Олимпийского комитета России Станислав Поздняков отреагировал в интервью на допинговое событие следующим образом: отметил, что «серьезные вопросы» вызвали сроки обработки пробы. Результаты стали известны 08.02.2022 года. С момента ее забора до 08.02.2022 г. прошло 46 дней.
Поздняков пояснил: «По международным стандартам для лабораторий WADA срок обработки пробы составляет 20 дней с момента получения образца (прим. до 13.01.2022 года). Странно, что из Санкт-Петербурга до Стокгольма проба добиралась практически месяц. Очень похоже, что кто-то придерживал пробу до окончания командного турнира у фигуристов <…> В своей жизни я как спортсмен сдавал пробу если не тысячи, то сотни раз. Как руководитель я тоже видел, как сдают тесты. Но чтобы это длилось полтора месяца?! Хотелось бы получить конкретные ответы, почему это так произошло».
И это не единственный вопрос, который возникает в этой ситуации.
***
Очень показательна (в подтверждение поста Максима Кононенко) переписка редактора ITG c журналистом, аккредитованным в Пекине.
Маккей пишет:
«Полностью согласен. МОК уже объявил, что они расследуют окружение #Камилавалиевой. У них есть специальная «Комиссия по сопровождению МОК», которая занимается «поддержкой и защитой чистых спортсменов». Будем надеяться, что они выполнят свою работу должным образом #Олимпиада #Пекин 2022»
Ему отвечает автор публикации о Камиле на страницах ITG:
«Напряженное утро/ранний полдень. Если оставить в стороне юридические споры, ключевой вопрос заключается в том, почему 15-летний подросток в любом случае дал положительный результат на триметазидин. Проблема социального обеспечения имеет такой же уровень, как и история со спортом/допингом».
А вот и еще один показательный пост от Маккея.
«Странным образом, было приятно слышать все эти вопросы на ежедневном брифинге для прессы о "положительном тесте на допинг", а не о "положительном тесте на COVID". Это было успокаивающе. Обнадеживающим. Как будто мир возвращается в нормальное русло».
Нападки на российский спорт продолжаются. Не просто так поставила в заголовок слово "инсинуации". Инсинуация это акт, который направлен на то, чтобы исподтишка опорочить человека, организацию, государство. Причем этот акт выполняется замаскированно, тайно, порой в несколько этапов. Реализуются инсинуации через подстрекательство, нашептывание, преднамеренное сообщение или ложных (или сомнительных, или тайных) отрицательных сведений. А действия и слова противника подаются с особым намеком, изображаются в таком свете, который ему (противнику) точно навредит. Теперь под прицелом не только Камила, но и Этери Тутберидзе, и ее штаб.
Акция, устроенная в твиттере, кажется очень хорошо организованной.
***
А теперь вспомним, что ITA отметило в релизе:
«Согласно Всемирному антидопинговому кодексу, Валиева, которой 15 лет, находится в статусе «защищенной персоны», который применяется в отношении лиц в возрасте до 16 лет. Информация об открытии дела в отношении спортсмена в подобном статусе не подлежит обязательному обнародованию. Однако в связи с тем, что ряд СМИ не проявил уважения к данному статусу спортсменки и выпустил сообщения, основывающиеся на неофициальной информации, ITA осознает необходимость обнародовать информацию официально в связи с повышенным публичным интересом».
Мое внимание привлекла фраза «не подлежит обязательному обнародованию». Возникает вопрос – является ли это правовым прецедентом? Возможно ли в отношении издания и человека, который слил информацию, то есть нарушили статус защищенной спортсменки, возбудить дело и привлечь к ответственности?
P.S.
Вся эта история отдает политическим душком. Не удивлюсь, если проба «В», которую теоретически должны были затребовать для вскрытия и анализа, окажется чистой. А если нет, то «ищите вора», того, кто так подгадил России в целом и нашей уже ставшей великой спортсменке. И весьма сомнительно, чтобы это был тренерский штаб…
Единственное, что меня смущает, это то, что наши руководители пресс-служб так надеялись на деликатность тех, у кого в руках была информация о допинге. Неужели нас не научил предыдущий печальный опыт? Подобную информацию нужно выдавать первыми, самим собирать прессу и оглашать, чтобы не было вопросов. Это то шило, которое в мешке невозможно утаить. Но высказав, можно избежать лишних сплетен и домыслов. А теперь Камила натягивает на голову капюшон и пытается уйти от внимания прессы. И только сейчас начали говорить и Этери Тутберидзе, и Александр Горшков. Ключевой момент того, что они говорят - требуется разбирательство, что в чистоту и невиновность Камилы они верят, что требуется выяснить, почему так долго исследовалась проба фигуристки.
***
Олимпийская чемпионка Катарина Витт, которая выступала за ГДР, написала следующее:
«Самые свежие олимпийские новости из мира катания на коньках, честно говоря, глубоко задели меня. Камила Валиева, эта молодая девушка и вундеркинд, которая просто очаровывает весь мир своей спортивностью и грацией. Она несовершеннолетняя в свои 15 лет, и она здесь не виновата. Этот скандал является серьезным ударом для ее молодой и многообещающей карьеры, и я искренне надеюсь, что на ее стороне будет достаточно людей и защитят ее, чтобы она не сломалась. ❤️ Как спортсмен, вы всегда следуете советам своих доверенных лиц. В этом случае, в первую очередь, тренерской и медицинской команде. Вы просто доверяете им знать, что правильно, а что неправильно!!! Камила училась своим четверным прыжкам с бесконечным усердием и мужеством. Тут никакой допинг не поможет!!! И уж точно это не помогло бы ей с ее артистической харизмой! Во всяком случае, ответственные взрослые навсегда заблокированы для занятий спортом!!! То, что вы, возможно, сознательно причинили ей, является бесчеловечным, и заставляет мое сердце спортсмена плакать. По прежнему Камила для меня, как сияющая комета, взлетевшая на орбиту международного мира катания на коньках, и я желаю, чтобы она пришла, чтобы остаться. Своими четверными прыжками она теперь уже демонстрирует максимальную спортивную сложность, которая вызывает головокружение и заслуживает моего абсолютного признания.
Екатерина Боброва, участница Олимпиад, сама прошла через подобную историю. Была оправдана. Вот что она написала в Инстаграме.
И - последнее. 11.02.2022 г. ITA сообщило, что в допинг-пробе фигуристки Камилы Валиевой, взятой 25.12.2021 г. был обнаружен триметазидин, запрещенный к применению для спортсменов. РУСАДА инициировало проведение расследования в отношении персонала спортсменки.
Марк Адамс, директор по коммуникациям МОК, 12.02.2022 г. на брифинге (в Пекине) сказал следующее:
«Представители организации будут оказывать содействие в расследовании действий окружения российской фигуристки Камилы Валиевой. <...> Окружение — это доктора, тренеры и родители. Мы поняли важность окружения какое-то время назад. МОК всегда приветствует расследование как по спортсменам, так и по окружению. В WADA есть подразделение по расследованию, есть собственное агентство по тестированию. В этом случае мы будем содействовать расследованию не только в отношении спортсмена, но и в отношении окружения. <...> В плане расследования в этом случае, как и в других, будет очень жесткая позиция».
Адамс призвал всех быть сдержанными в высказываниях по допинг-случаю российской фигуристки.