Найти в Дзене
Взгляд спряма

Почему наши города такое г…, и как это исправить? Краткое руководство

Оглавление

Доброго дня, мой дорогой читатель! Сегодня поговорим на такие непростые темы как "Градостроительство" и "Урбанистика". Это две основополагающие, которые ложатся в основу любого города и, в принципе, населенного пункта, образовавшегося не стихийно, а который имеет хоть какой-то задокументированный план. Но почему-то наши градостроители этими понятиями (в классическом смысле) почему-то пренебрегают. Или пренебрегают одним из них. Вы спросите: какое право ты имеешь рассуждать на эти темы? Ах, да, я ведь архитектор по образованию. И хоть что-то в этом да понимаю :) Так что, начинаем рассуждать.

Улица

Что вообще такое улица? Думаю, многие скажут, что это тротуары, на которых уложена плитка или асфальт, на них могут расти деревья, стоять заборы "для безопасности", и всё это тянется вдоль застройки, а по середине, между тротуаров - проезжая часть. И, в принципе, будут правы. Но то, в каком состоянии находятся улицы наших городов - это просто какая-то печаль. То есть на плане города эти улицы есть, и вроде всё по нормам сделано: есть забор вдоль тротуара, есть сам тротуар, есть дорога для машин, а стало быть, галочку под названием "градостроительство" можно смело поставить, но эту улицу обычному пешеходу хочется скорее пройти, избежать, миновать, чтобы добраться из пункта "А" в пункт "Б".

Ну согласитесь, что зачастую так и происходит. А всё почему? Потому что не учтен такой пункт, как "урбанистика". Наши градостроители пока не совсем понимает, что это и с чем это едят, а некоторые элементы, такие как заборы (ДОЛОЙ ЗАБОРЧИКИ вдоль улиц!) и дорожные знаки, составляющие улицу нередко регламентируются службами, например ГИБДД, и от этого необходимо уходить. Так вот урбанистика - это не плитка на тротуаре, и не высаженные деревья вдоль тротуара, и даже не заборчики для безопасности. Это целая система, совокупность, из которой складывается не только наличие, но и продумывание удобства следования по улице, удобство нахождения на ней в течение какого-то времени, и, что самое главное, она должна быть сделана именно для человека, чтобы он мог: а) беспрепятственно перемещаться по улице, и перейти с одной стороны улицы на другую в любом "режиме": будь-то на легке, на велосипеде, на самокате, с чемоданом, с коляской; б) чтобы на этой улице было красиво, глазу было за что "зацепиться". Имею в виду не ветки деревьев или проволоку на столбах, а архитектуру, витрины, арт-объекты, общественные пространства, ландшафт. Для этого используют дизайн-коды, работу с ландшафтом (особенно если улица идёт вдоль реки или парка), ухаживают за состоянием тротуаров и проезжих частей, а также за фасадами зданий.

То есть улица должна стать дружелюбной к человеку, привлекать его находиться на ней дольше. А зачем? Чтобы, как бы странно ни звучало, в стране становилось ещё лучше жить. Да, прикиньте, это напрямую влияет на рост уровня жизни в стране! В конце статьи узнаете почему.

Пешеходные переходы

Это тоже очень важная тема при устройстве улиц городов. Наша модель градостроительства досталась нам, в основном от Великого Советского Союза. Это как бабушкина квартира, которая досталась в наследство со стареньким ремонтом и коврами на стенах, потому что так было модно когда-то тогда. Задача нынешних градостроителей и урбанистов сделать "современный ремонт" на этих улицах и перестроить на современный лад. Опять же, не говорю, что надо всё ломать и делать по новой. Надо просто довести до ума, чтобы было удобно всем. Например, необходимо убрать подземные и надземные пешеходные переходы, которые только отторгают пешеходов. Согласитесь, лучше просто беспрепятственно перейти улицу по поверхности с комфортом, особенно, если идёшь с коляской или чемоданом, или на костылях/в инвалидном кресле.

Подземные/надземные переходы необходимо просто закопать или сделать из них какие-нибудь мини-ТЦ, в которых будут продаваться какие-либо товары второй необходимости. Или если переходы несут художественную ценность, как, например в Ростове-на-Дону (об этом в других статьях), конечно, необходимо оставить, но с дублированием перехода по поверхности.

А ещё пешеходные переходы должны находиться друг от друга в интервале не более 300 метров друг от друга, чтобы улицу было можно перейти в удобном для пешехода месте.

Велодорожки

Тут, как говорится, о наболевшем. Обратите внимание: сколько в наши дни появилось прокатов великов и самокатов. Это всё средства индивидуальной мобильности (СИМ), в классическом смысле. То есть, как альтернатива общественному транспорту, личному автомобилю, такси или обычной ходьбе на своих двоих. Это становится всё более актуальным. Но те, кто не хочет или не может себе позволит личную машину, тоже имеет право быстро перемещаться по городу. Но в силу устройства наших улиц вынужден делать это по проезжей части в общем потоке ТС (с вероятностью попадания в ДТП), либо же по тротуару, мешая другим пешеходам. Это нехорошо и неправильно. Необходимо продумывать инфраструктуру и для этих СИМ. И это тоже должно входить в систему устройства современной улицы, сейчас без этого никуда.

Парковки

Так-так, это что-то на автолюбительском языке. Автолюбители, искренняя просьба держать ваши попки в воде или держите на готове огнетушители, чтобы они не воспылали во время прочтения :)

Итак. Парковки (по крайней мере в исторических центрах городов) должны быть платными, и точка. Почему? Потому что это ЦЕНТР города, и здесь земля самая дорогая в городе, а значит отдавать эту землю автомобилистам бесплатно - глупо и нерационально. Это как минимум. А вообще, это также способствует пересаживанию людей на общественный транспорт, избавляет и без того узкие центральные улочки от пробок, заторов и нагромождений грудами металла в виде машин, стоящих вдоль исторических фасадов зданий.

Да, вот так и не иначе. Личный автомобиль не должен быть чем-то обязательным в городе. Ему должна быть более-менее комфортная альтернатива в виде общественного транспорта, СИМ, комфортных улиц для перемещения пешком. В Лондоне вообще сделали въезд на личной машине в центр города платным. Вот так. Для нас это, конечно, перебор, но если тебе надо просто проехать через центр, то ты ничего не платишь, а если хочешь там взять в аренду землю для своей прекрасной машины, то будь любезен заплати за эту аренду. Ну или же используй автобусы, троллейбусы, трамваи, чтобы добраться до центра с окраины.

А как быть тем, кто едет с пригородов? Тут ответ простой, можно сделать "парковочное билетное меню", то есть, когда ты себе покупаешь абонемент на месяц или год (при условии, что работаешь в центре), ты показываешь паспорт с пропиской (или временной), в которой сказано, что живешь не в черте города, а значит тебе будет скидка 50 или больше процентов на парковку. Вот так.

Парковочные карманы должны присутствовать обязательно, чтобы стоящие на парковке машины не мешали движению по проезжей части, а также не мешали пешеходам идти по тротуару или ехать по велодорожке на СИМ.

Помните, пробки на дорогах не потому что дороги слишком узкие, а потому что на дорогах слишком много машин, а слишком много машин, потому что нет альтернативы, ну или пользуясь этой самой альтернативой приходится сильно жертвовать удобством.

Общественный траспорт

И вот мы плавно перемещаемся к такому ВАЖНОМУ пункту, как общественный транспорт в городе. Начну с того, что он должен быть удобным, чтобы людям хотелось на нём перемещаться по городу. А это значит, что должен быть не только новый подвижной состав, но и также он не должен стоять в пробках, он должен быть предсказуемым, чтобы на него можно было положиться в плане движения по городу.

Если делается трамвай, то он также должен двигаться обособленно от общего потока. Поэтому, если грамотно построить трамвайную сеть, то получится прекрасная альтернатива метрополитену, да и дешевле гораздо.

Автобус так же должен двигаться исключительно по выделенной полосе для общественного транспорта независимо от остального потока на проезжей части. Тогда им станет мегаудобно пользоваться, и люди, которые выбрали в качестве средства перемещения по городу личный автомобиль, сами захотят пересесть на городской транспорт, потому что так будет, элементарно, быстрее, проще и дешевле.

И не стоит забывать, что необходимо делать бесплатные пересадки в рамках, например 20-30 минут. Для этого нужно предусмотреть так называемое "билетное меню". То есть, дать пассажиру право выбора, как он будет перемещаться по городу, когда, и сколько он за это заплатит. Например: проездной билет на 1-2 поездки с возможностью одной или двух пересадок(20 минут) на маршруте следования, 1 сутки, 3 суток, неделю, месяц, год. Платишь фиксированную сумму, и катаешься сколько хочешь, пока не истечет срок действия проездного. Так уже работает система в Москве и Петербурге - это 100%. Возможно, ещё где-то в России.

Застройка

Вот мы и подобрались к самому вкусненькому, а именно к тому, какой должна быть застройка в городе для человека. Здесь скажу кратко - она должна быть сомасштабной людям. Нет-нет, не обязательно 2-3 этажа. Учёные даже уже провели исследования, что высотная застройка подавляет психологически человека. Застройка должна быть экологичной, то есть, не превышать 6-7 этажей, а точнее не более 18-20 метров в высоту.

Особенно важно соблюдать этажность и высотность в исторических центрах городов, беречь архитектурное наследие, а на места ветхих и развалившихся зданий аккуратно встраивать современные дома, которые будут учитывать(!) стилистику окружающей архитектуры, но никак не копировать её. Потому что новодел с закосом под старину - как минимум мовитон по отношению к истории. Времена меняются, стили меняются, мода меняется. Тогда строили так, потому что было такое течение. Сейчас строят по-другому. Появляются новые материалы, новые стили, новые направления. Но опять же, современная застройка должна относиться с уважением к старой застройке и не ломать общий облик, и не разрывать культурно-архитектурную городскую ткань.

А историческую застройку необходимо максимально стараться сохранять и защищать, а именно, убирать с фасадов кондиционеры, запрещать встраивать конструкции из современных материалов, ухаживать за физическим состоянием фасадов. То есть всё это должно жёстко регламентироваться, а именно, понятие "архитектура" должно стать, в том числе, и юридическим. Необходимо также вводить дизайн-коды, чтобы все вывески, входные группы и конструкции первых этажей, отданных под бизнес, регламентировались едиными правилами эксплуатации. Это позволит исключить визуальный шум и добавит бизнесу эстетической привлекательности и "дороговизны".

Итак, друзья, мы с вами разобрались что такое урбанистика, что такое город, зачем вообще что либо менять в городе, и что самое удивительное - это не так настолько сложно, как например построить метрополитен, просто необходимо подойти к этому с умом.

А теперь, собственно, для чего вся эта движуха и как это связано с улучшением уровня жизни горожан с помощью ряда этих мероприятий.

Когда улицы станут более комфортными, на них будет больше поток людей, а чем больше поток людей, тем больше бизнеса с прекрасным сервисом стремится открыть свои точки на этих улицах. Чем больше бизнес зарабатывает, тем больше людей получает работу и больше платится налогов в бюджет, больше денег в бюджете - больше возможностей по улучшению жизни людей в стране. Например, строится больше школ, детсадов, больниц и поликлиник, увеличиваются пособия по уходу за детьми и прочие. Да и сами люди становятся более осознанными, культурными и адекватными. Да, сначала, возможно, кому-то это сложно принять, но именно так вся эта схема и работает.

Спасибо, что дочитали до конца. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, до встречи в следующих статьях :)