Найти тему
SANEWS-ONLINE

Иван Шишкин в Швейцарии

Оглавление

И.И.Шишкин
И.И.Шишкин

25 января 2022 года исполнилось 190 лет со дня рождения Ивана Ивановича Шишкина – «патриарха леса». Так его называли современники.

Лес всегда был главным героем его картин. Даже в Швейцарии художник писал не горы и озера, а лесные массивы, деревья и дороги. Эффектные горные ландшафты не произвели на Шишкина особого впечатления. Он любил, знал, исследовал и писал Лес.

Иван Шишкин

И.Н. Крамской. Портрет художника Ивана Ивановича Шишкина. 1873  Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
И.Н. Крамской. Портрет художника Ивана Ивановича Шишкина. 1873 Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Иван Шишкин (25 января 1812 - 20 марта 1898) родился в маленьком городке Елабуге, в патриархальной купеческой семье. Его отец был археологом-любителем, увлекался историей края. Он привил сыну любовь к родной земле и дал ему хорошее начальное образование. Сначала Иван обучался в уездном училище, потом в Казанской гимназии.

В 1852 году юноша уехал в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Уже в училище Иван понял, что основной темой его творчества будет природа. Он часто ездил на этюды в Сокольники, Останкино, Свиблово.

В 1856 году Шишкина приняли в Петербургскую Академии художеств. Копирование классических полотен его не очень воодушевляло, но Иван с большим удовольствием много времени проводил в окрестностях Петербурга или на Валааме, рисуя с натуры.

Обучение в Академии завершилось очень успешно – Иван Шишкин получил золотую медаль за картину «Вид на острове Валааме». Этот пейзаж был первой ступенью преодоления академической условности. Здесь уже нет идиллической безмятежности: суровый Валаам открыл молодому художнику возможности более реалистичного взгляда на природу.

Иван Шишкин. Вид на острове Валааме.1859-1860  Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Иван Шишкин. Вид на острове Валааме.1859-1860 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Золотая медаль дала Шишкину право продолжить обучение за границей и в 1862 году Иван в качестве пенсионера Академии художеств отправился в Швейцарию и Германию, посетил Богемию.

Поездка в Европу

Поездка в Европу одновременно и пугала, и привлекала художника. Шишкину казалось, что его работы еще очень несовершенны. К тому же он боялся стать подражателем очень популярного в те годы швейцарского художника Александра Калама, копирование работ которого было обязательным для учеников Академии. Учитель Шишкина, художник Аполлон Мокрицкий успокаивал его: «Вы мне говорили, в способе и манере рисования рисунки ваши напоминают Калама. Я этого не вижу. В манере есть нечто свое, не менее удачно приспособленное к выражению предметов…»

Вероятно, опасаясь потерять это «нечто свое», Шишкин не торопился в Женеву к Каламу и сначала отправился в Цюрих к Рудольфу Коллеру – швейцарскому пейзажисту и анималисту, о котором он c восхищением писал: «Прелесть, я до сих пор не видывал и не думал, чтобы так можно писать коров и овец…Живопись сильная, сочная…». В работах Коллера Ивана привлекало прекрасное знание натуры, уверенная манера письма и точность рисунка.

Занятия в мастерской Коллера были успешны и вдохновляли русского художника. В письме своему товарищу по Академии Ивану Волковскому Шишкин радостно сообщал: «От моих рисунков здесь просто рот разевают… Говорят, что мало бывало здесь художников таких».

Он действительно делал заметные успехи в рисунке.

Работы Ивана Шишкина, показанные в Дюссельдорфе, вызвали большой интерес и были быстро распроданы.

Однако постепенно отношение Шишкина к Коллеру поменялось. Занятия в мастерской швейцарца начали тяготить. Оказалось, что Ивану не близок принцип Коллера - «не удаляться от этюда ни на шаг». Русский художник считал, что главное в картине все-таки замысел и содержательность. Отношения не складывались. Вскоре Шишкин бросил копирование коров и овец с этюдов швейцарского анималиста и покинул его студию. Но уроки в мастерской Коллера многому научили Ивана. Картина «Стадо под деревьями» - прекрасное тому подтверждение.

Иван Шишкин. Стадо под деревьями. 1864  Государственная Третьяковская галерея
Иван Шишкин. Стадо под деревьями. 1864 Государственная Третьяковская галерея

В Цюрихе Шишкин получил и уроки офорта, отметив в одном из писем, что офорт «вещь не бесполезная». Позже в этой технике он достигнет очень высокого уровня, став одним из лучших российских граверов.

Со знаменитым Александром Каламом Шишкину встретится так и не пришлось. После учебы у Коллера, в 1864 году Иван поехал в Женеву, но Калама не застал и работ его почти не видел. То, что видел, разочаровало.

Холодный романтизм Александра Калама показался Ивану Шишкину скучным и фальшивым. Он коротко записал: «Калам сух».

О работах другого известного швейцарского пейзажиста Франсуа Диде, учителя Калама, Шишкин критически написал в академическом отчете: «… видел несколько превосходных этюдов и одну начатую большую картину, при этом нельзя не заметить, что этюды несравненно выше самой картины; вообще в последнее время в произведениях Диде заметны сухость и однообразие».

То, что на расстоянии вызывало восхищение, при близком знакомстве оказалось не столь интересным. Подражателем и последователем Диде и Калама Шишкин не стал, но определенное влияние на формирование индивидуального стиля художника они, конечно же, оказали.

Иван Шишкин. Буковый лес в Швейцарии. 1863  Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Иван Шишкин. Буковый лес в Швейцарии. 1863 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Шишкин писал на родину о своих занятиях: «Не привыкши к горной местности, эффектам освещения этого края, я был поражен первое время: глаз видел многое, но долго всматривался я в новую для меня природу, не решаясь приняться за работу...» Как и другие русские художники-пейзажисты, находящиеся в Европе и оторванные от родной природы, он испытывал растерянность: подражать немецким и швейцарским живописцам не хотелось, а свою индивидуальность проявить было пока еще очень трудно. Пейзажи Шишкина того времени были еще довольно академичны.

В Русском музее в Санкт-Петербурге хранятся две одноименные картины Ивана Шишкина, созданные им во время пенсионерской поездки: «Буковый лес в Швейцарии» (1863). Швейцарские пейзажи художника очень своеобразны. В то время как Диде, Калам и их последователи писали эффектные альпийские горные виды – снежные вершины, мрачные ущелья и бурные реки, Шишкин видел и показывал другую Швейцарию – лесную.

Иван Шишкин. Буковый лес в Швейцарии. 1863  Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Иван Шишкин. Буковый лес в Швейцарии. 1863 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

На картине «Швейцарский пейзаж» горы все-таки есть, но они вдалеке, в тумане. Иван Шишкин не следовал моде. Он хотел писать не то, что принято, а только то, чем искренне восхищался, понимал и любил: могучие деревья, лесную чащу, поле, дорогу.

Иван Шишкин. Швейцарский пейзаж. 1866  Государственный музей искусств Татарстана, Казань
Иван Шишкин. Швейцарский пейзаж. 1866 Государственный музей искусств Татарстана, Казань

Итогом заграничной поездки Ивана Шишкина стало полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». За него в 1865 году художник получил почетное звание академика живописи.

Иван Шишкин. Вид в окрестностях Дюссельдорфа. 1865  Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Иван Шишкин. Вид в окрестностях Дюссельдорфа. 1865 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Здесь еще заметно влияние романтического настроения, которое художник увидел на картинах швейцарских пейзажистов, но уже проглядывает и стиль того будущего эпического Шишкина, который так хорошо знаком всем любителям русского пейзажа. Он уже уловил свою собственную живую интонацию, «нечто свое», о чем говорил его учитель Мокрицкий, то, что будет отличать Шишкина от псевдоромантичной классики.

Жизнь вдали от родины и друзей тяготила Ивана. Шишкин испытывал ощущение пустоты и тосковал. Он чувствовал себя как дерево, посаженное в неподходящую почву. Художник хотел домой, к родным пейзажам, в Елабугу. Шишкин добился от Академии художеств разрешения завершить заграничную поездку раньше срока и с радостью вернулся в Россию, чтобы никогда больше её не покидать.

Критик В.В. Стасов сказал о пейзажисте: ««Шишкин – художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство и тут он не имеет соперников, он единственный».

Творчество Шишкина вызывало восхищение и уважение современников, но поколение художников и критиков начала XX века считало главным в живописи способ изображения, а не изображаемый предмет, и повествовательная живопись стала непопулярна.

Наследие мастера

И.Н. Крамской. Портрет И.И. Шишкина. 1873  Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
И.Н. Крамской. Портрет И.И. Шишкина. 1873 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

В советское время Шишкин был официально признанным художником и репродукции его картин воспроизводили везде: от школьных учебников до конфет. В конце XX века творчество «патриарха леса» снова подвергли критике за излишний натурализм и скучную реалистичность. Теперь, уже в XXI веке, его картины воспринимаются удивительно свежо и ярко. Они вызывают ностальгические чувства и искреннее восхищение прекрасным миром природы, нетронутой цивилизацией. //SA