История песен «Мадонна» и «Ты меня любишь»
Не будет преувеличением сказать, что главным композитором в карьере певца Александра Серова стал Игорь Яковлевич Крутой, именно с его песнями фактурный певец ворвался в мир отечественной эстрадной музыки, став покорителем женских сердец. С именами музыкантов связано немало хитов. Частым соавтором Крутого в песнях для Серова была известная поэтесса Римма Казакова. В сегодняшней публикации предлагаю вспомнить два суперпопулярных композиции рубежа 80-х – 90-х годов, которые объединяют трех видных фигур отечественной песенной культуры.
Предыстория. Становление творческого союза
Певца и композитора связывает давняя дружба. Судьба свела их ещё в юности, в середине 70-х годов. Дело было на украинской земле, в городе Николаеве. Серов – уроженец этих мест, а Крутой приехал сюда учиться в музыкальном колледже и в качестве подработки устроился пианистом в ресторан «Каравелла». Там он и познакомился с молодым певцом, они выступали вместе. В столицу они уехали порознь, сначала Крутой, потом Серов. Казалось бы, каждый пошел своей дорогой в музыкальной карьере, но позже в Москве пути музыкантов вновь пересеклись, тогда и началось их плодотворное творческое сотрудничество.
Переехав в столицу, Игорь Крутой с 1981 года работал клавишником в коллективе Валентины Толкуновой. Благодаря ей тогда ещё начинающий музыкант познакомился с поэтессой Риммой Казаковой. Вместе с Валентиной Васильевной и её коллективом Крутому довелось отправиться в Канаду. На обратном пути, в самолете Монреаль-Москва он и пересекся со своим будущим соавтором. Крутой упоминает, что дело было как раз накануне введения в Москве сухого закона, а, значит, события относятся к 1985-му году.
«Я сидел с Толкуновой, в это время подошла женщина, и они разговорились. Между собой общаются, потом она спрашивает: «Валя, а кто рядом с тобой?». Валя говорит: «Это аккомпаниатор, музыкант». Это была Римма Казакова. Мы подружились в этом самолете», - рассказывал композитор.
В Москве их общение продолжилось, Крутой начал писать песни на стихи Казаковой. К тому моменту Римма Федоровна была уже состоявшимся, известным поэтом, поэтом «огромного масштаба», как называл её Крутой. При этом композитор отметил, что в качестве автора-песенника она оказалась недостаточно востребована: песен на её стихи было создано немало, но широкую всесоюзную известность получила разве что композиция «Ненаглядный мой» с музыкой Александры Николаевны Пахмутовой.
Вместе с Крутым Римма Казакова напишет ряд заметных песен, в том числе хиты «Мадонна» и «Ты меня любишь».
«Мадонна»
Новая встреча старых друзей – Игоря Крутого и Александра Серова - обернулась рождением их первого большого хита, который принес широкую популярность и певцу, и композитору. Песня «Мадонна» зазвучала на всю страну в 1987 году.
Рассказывая об этом композиции, Серов упоминал, что в тот период его приятель - композитор Крутой испытывал творческий кризис, был пессимистично настроен, и ему пришлось буквально «уговаривать» друга написать ему песню.
«Давай попробуй написать всё по-новому, а я попробую спеть, может быть, что-то у нас получится». И как-то несерьёзно он к этому отнёсся, говорит: «Да нет, всё это бесполезно!» - рассказывал Серов.
Скепсис Игоря Яковлевича оказался напрасен. У друзей действительно всё получилось. 1987 год стал переломным для обоих музыкантов, Серов выступил на конкурсе «Интерталант» и получил первую премию. Крутой специально для своего давнего друга напишет еще несколько песен, но именно «Мадонна» станет «флагманом», как назвал её сам Серов.
Относительно авторства слов этой песни необходимо сделать дополнение. Дело в том, что в интервью, цитируемом порталом «Радио.Дача», Александр Серов помимо Казаковой называет ещё одну фамилию. По словам певца, к написанию текста «Мадонны» приложил руку Сергей Крылов, а Казакова его доработала. Более нигде об этом не упоминается. И если бы данная информация не была подана от имени исполнителя в авторизованном, относительно надежном источнике, восходящем к известной радиостанции, я бы и не обратил на неё внимания. В реестре РАО текст значится за Казаковой, в большинстве источников она указывается единоличным автором. Стихотворение неоднократно выходило в печати под её именем, так озаглавлен один из её поэтических сборников. Что имел в виду Серов, и правильно ли его слова передали в материале, известно только исполнителю и авторам портала radiodacha.ru
Советскому слушателю «Мадонна» явилась в телевизионном эфире в программе «До и после полуночи» Владимира Молчанова. Песня зазвучала в 23:45 по московскому времени, и, как выразились сами музыканты, разделила жизнь на до и после. Указывается, что в этой песне было меньше всего цензуры, поэтому её и выбрали для премьеры. За «звездный прорыв», обеспеченный ротацией этой композиции, Крутой и Серов благодарны не только Молчанову, но и Александру Александрову, знакомому монтажеру. Он помог Серову создать видеоклип на песню и «протащить» запись эфир, порекомендовав её автору и ведущему программы. Но финальное слово, конечно, было за Молчановым.
Харизма, узнаваемый глубокий тембр певца сразу обратили на себя внимание слушателей, а в особенности слушательниц.
«Саша стал для женщин и любовником, и мужем, и отцом, и сыном. Все в нем увидели мужскую харизму. И это все буквально в течение месяца вырулилось в стадионные сборы", - говорил Игорь Крутой в программе «Судьба человека», рассказывая о том, как изменилась их жизнь после «Мадонны».
Успех был ошеломительный, композиция стала огромным хитом своего времени и остается узнаваемой до сих пор. По итогам года вошла в число лауреатов фестиваля «Песня 87». Композиция озаглавит пластинку Александра Серова, состоящую полностью из песен, написанных Игорем Крутым. Всего на нём было выпущено 10 композиций. Альбом датируется в разных источниках 1987 или 1988 годом, но встречаются и более поздние издания. Официальное название пластинки «Мадонна. Александр Серов поёт песни Игоря Крутого».
«Ты меня любишь»
В одном из интервью, отвечая на вопрос, какая из песен, написанных для Александра Серова, у него самая любимая, композитор Игорь Крутой выделил «Ты меня любишь». Очень страстная, темпераментная песня, ставшая для многих слушателей настоящим гимном любви,ворвалась в нашу жизнь более трех десятилетий назад, зазвучав в 1990-м году завораживающим, преисполненным мужской силой, голосом Александра Серова. За эти годы она настолько сроднилась со своим первым и главным исполнителем, что в памяти уже неотделима от его энергетики и подачи.
А ведь, если вдуматься и абстрагироваться от привычного образа, то хит-фраза этой композиции звучит, скорее, как обращение женщины к мужчине, а не наоборот:
«Ты меня любишь, лепишь, творишь, малюешь».
Нарочито объясняться в любви, «лепить», «творить» и «малевать», свою избранницу, свою музу, обычно свойственно мужчинам. Здесь же из уст исполнителя с амплуа «сердцееда» звучит обращение во втором лице, что может показаться странным. Но поскольку автор строк – женщина - это многое объясняет.
Читатели и литературоведы неоднократно отмечали предельную открытость, и, порой, чрезмерную эмоциональность поэзии Риммы Казаковой. Её стихи - лавина, в них буря чувств. Поэтесса даже удостаивалась критических упреков в чересчур «мужском подходе к любви» в своих стихах, мол, женщина должна быть более сдержана в проявлении своих чувств. Для эстетики и творческого образа певца Александра Серова такие тексты - то, что нужно: они ему органично подходят. Благодаря Игорю Крутому поэтесса и певец «нашли друг друга», соединившись в его музыке. И песня «Ты меня любишь» как раз отлично иллюстрируют пересечение творческих миров.
Создавалась она уже на готовое поэтическое произведение Риммы Казаковой. Стихотворение изначально писалось от женского лица и не было предназначено для песни. Поэтесса была уверена, что хитом в музыкальном мире эти строки точно не станут, но судьба и композитор Крутой решили иначе.
А дело было примерно так. Однажды, в три часа ночи полусонный композитор, взяв трубку, услышал голос поэтессы. Они давно работали вместе, а потому Казакова не постеснялась позвонить в столь неудобное время. Она утверждала, что написала настоящий хит. Крутой попросил прочитать.
«Слушаю и понимаю: никакой, по большому счету, это не хит, так что даже не просыпаюсь», - вспоминал композитор.
Казакову его реакция, судя по всему, немного обидела. И тогда для контрастности она решила прочитать Крутому другие свои стихи, которые, по её мнению, точно не подойдут для песни.
Там были такие строки:
«Ты меня любишь. Правом мужского, властного я под тобою, я над тобой распластана».
И вот они-то как раз зацепили композитора, пробудили его.
«Меня как будто током пронзило - вот оно», - описывает свою реакцию Крутой.
Он попросил Казакову продиктовать стихи полностью, и уже утром песня была написана.
Поэтесса переделала исходный текст, убрав из него женский род, не было никаких сомнений, что исполнять эту песню будет мужчина, а именно Александр Серов.
Большую популярность снискал клип на эту композицию, выпущенный в декабре 1990-го года. Музыкальное видео вызвало большой общественный резонанс. В нём снялась знаменитая актриса Ирина Алферова. Она входила в число первых красавиц отечественного кино. Сам факт её участия уже был явлением незаурядным. Звезд первой величины в музыкальные клипы в то время, как правило, не звали. Идея принадлежала Серову, который видел своей партнершей исключительно Алферову. У музыкантов были сомнения, что эта задумка увенчается успехом, но к их удивлению актриса ответила согласием. Алферова вспоминала, что предложение ей поступило от Крутого. Композитор пришел к ней в театр «Ленком».
Появление клипа и его содержание породили массу слухов о романе певца и актрисы, нашлись даже те, кто увязал эту творческую работу и развод Алферовой со своим мужем, Александром Абдуловым (актерская семья распалась спустя 3 года, в 1993). Сама актриса «подлила масла в огонь», обмолвившись, что согласилась на участие в музыкальной работе «назло Абдулову». Обстоятельства личной жизни звезд я обычно оставляю за бортом, поэтому подробно копаться в этой истории не собираюсь, да и прямого отношения к истории песни она не имеет.
Своеобразным ответом на песню «Ты меня любишь» со стихами Риммы Казаковой в репертуаре Серова станет композиция «Я люблю тебя до слез», которая вспоминается одной из первых, когда речь заходит о хитах Крутого и Серова. Слова к ней напишет друг композитора Игорь Николаев. Хит авторства двух Игорей в исполнении Александра зазвучит в 1995 году. В прошлом году, к 14 февраля на канале была выпущена подборка песен-признаний в любви, где композиции «Я люблю тебя до слез» уделено много внимания. Также выходил материал о других совместных песнях Крутого и Николаева. Ссылочки на эти публикации оставлю ниже. А на сегодня всё.
Материал создан исключительно в развлекательных и информационных целях, рассчитан на широкую аудиторию, основан на информации открытых источников.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни и помните, что все разговоры о музыке всегда субъективны.
Читайте также:
5 русских песен признаний в любви. Подборка ко дню влюбленных - история песни "Я люблю тебя до слез" на стихи И. Николаева.
Два Игоря. Друзья и соавторы. 7 совместных песен Крутого и Николаева.