В этот Новый год под ёлочку Дед Мороз в лице компании Battery Service прислал мне новую модель пускового устройства ПускАч-10000. Состоит оно из компактной и очень мощной литий-ионной батареи, выполненной в форме коробочки, которая легко помещается в карман куртки, и коротеньких проводов-крокодилов для подсоединения к автомобильному аккумулятору. У нас в мастерской уже больше двух лет активно эксплуатируются два устройства предыдущего поколения - ПускАч-8000 и ПускАч-15000, и работа для них у нас бывает постоянно. Вот они:
За прошедшее время могу отметить, что какого-либо видимого снижения емкости устройств не произошло. Единственное происшествие - спустя год эксплуатации у более мощного (красного) ПускАча во время запуска очередного дизельного двигателя частично подплавился плюсовой крокодил. То ли контакт был плохой, то ли слишком долго крутили стартером - сказать не берусь. Но после этого красный ПускАч с этими проводами перестал корректно работать. Из ситуации вышли оригинально и без потерь, просто поменяв комплекты проводов у этих двух ПускАчей (благо, провода были одинаковые): как ни странно, менее мощное желтое устройство на подплавленный провод никак не ругается и спокойно работает с ним до сих пор. А на красном ПускАче на всякий случай теперь стараемся дополнительно прижимать крокодилы к клеммам руками и строго следим за длительностью прокрутки стартера: дизели не крутим более 6-7 секунд, даже если "ну вот уже почти схватился, надо еще совсем чуть-чуть!"
А теперь пора представить новое устройство - "ПускАч-10000" в корпусе серого цвета. Комплектность набора можно посмотреть на фото:
Маленькая коробочка, похожая на очечник - это и есть сама батарея. К ней прилагаются крокодилы для запуска двигателя, розетка в виде гнезда прикуривателя (12-вольтовая, естественно), USB-кабель для подзарядки батареи от внешней сети и жесткий чехол. Интересно, что на крокодилах теперь стоит электронный блок с собственной световой индикацией, который защищает устройство от ошибок с полярностью при подключении, от обратного тока и от перегрева.
При этом ПускАч по-прежнему можно использовать в качестве обычного пауэрбанка для подзарядки мобильников, планшетов или других устройств через разъемы USB-A (5 или 9 вольт) и USB-C (5, 9, 12, 15 или 20 вольт). Причем предусмотрены отдельный режим для зарядки электроники малыми токами и даже беспроводная зарядка (10 Вт) для смартфонов! Разумеется, сохранился и встроенный фонарь.
Теперь пару слов о характеристиках изделия. Емкость изделия составляет 37 Вт·ч, то есть по этому показателю оно является промежуточным между красным и желтым ПускАчами. Как, впрочем, и по весу: 460 грамм против 582 у красного и 345 у желтого. Но вот пиковый пусковой ток у новой модели более высокий - до 1000 Ампер (против 700 у красного и 500 у желтого). По этой причине производитель разрешает его использовать для запуска двигателей даже большего объема, чем в случае с более энергоемким красным ПускАчом (в инструкции прописаны бензиновые моторы до 8 литров и дизели до 7 литров). Что ж, пора провести серию экспериментов! Для этого из закромов родины был извлечен 8-летний аккумулятор "Медведь" 6СТ78 и в 15-градусный мороз установлен под капот дизельного 2,8-литрового "Соболя". Батарея совершенно мертвая: даже будучи заряженной до 13 вольт, дизель она провернуть уже не в состоянии, при этом саморазряд достигает нескольких вольт в сутки. Эксплуатировать машину с такой батарейкой невозможно, но нам же нужно понять пределы возможного для нового устройства! На первом этапе батарею подзарядили от внешней сети до 8 вольт и подсоединили к ней ПускАч-10000.
Скептики наверняка останутся довольны, но серая коробочка с задачей не справилась )) Впрочем, старый красный ПускАч-15000 не справился тоже. Дизель удалось пустить, лишь одновременно подключив к мертвому аккумулятору сразу два старых ПускАча, желтый и красный. При этом одновременное использование одного старого и одного нового ПускАча оказалось невозможным, поскольку блок электронной защиты нового устройства на все попытки подобного подключения ругался. Вывод: если в мороз на дизельной машине произошло аварийное разрушение аккумулятора, просто поезжайте уже на такси сразу за новым аккумулятором! Пределы возможного нащупали, теперь облегчаем задачу: на следующий день вместо "Медведя" ставим на тот же "Соболь" корейский аккумулятор 6СТ90, снятый когда-то с Hyundai Santa Fe.
Батарея тоже мертвая, но не так сильно, как предыдущая. Будучи заряженной до 13 с небольшим вольт, она позволяла совершить одну успешную попытку запуска при уличной температуре до -10 градусов. Но при более крепких морозах сдавалась сразу, а всего за одну ночь при любой погоде напряжение на клеммах падало ниже отметки 12 вольт, также делая утренний пуск невозможным.
Собственно, видео эксперимента с утренним пуском холодного дизеля после падения напряжения до 11,7 вольт я вам далее и покажу (температура за бортом около 5 градусов мороза):
То есть в том случае, когда штатный аккумулятор еще способен оказать хоть какую-то помощь пуску дизельного двигателя, ПускАч-10000 справляется с задачей легко.
Экспериментом № 3 буквально на следующий день стала помощь соседу с запуском Toyota Land Cruiser с бензиновым V8 объемом 4,7 литра после очень долгого простоя. Я спустился к нему после того, как он уже минут 15 безуспешно пытался "прикуриться" от фургона Ford Transit. Вольтметр я с собой в этот раз не брал, но напряжение батареи там явно было заметно ниже 12 вольт (на видео будет видно, что первый раз, когда контакт на крокодилах ПускАча был ненадежный, двигатель не провернулся стартером даже хотя бы на один оборот). В общем, смотрим:
Теперь самый интересный эксперимент № 4: мы уже давно убедились, что даже самый маленький (желтый) ПускАч элементарно заводит бензиновый легковой автомобиль, аккумуляторной батареи в котором... нет вообще. Да, емкости маленькой "коробочки" размером с пачку сигарет для этого вполне достаточно. Даже зимой! Также мы неоднократно убеждались, что есть категория людей, которые отказываются в это верить, даже наблюдая процесс такого запуска воочию. Было дело, год назад демонстрировал этот "фокус" одному знакомому (человек пенсионного возраста, старой закалки): прямо при нем скинул клеммы с батареи, подсоединил к этим клеммам ПускАч, завел машину. Знаете, что он мне сказал? Он сказал: "Говори, где у тебя спрятан другой аккумулятор! В багажнике?" )))
В общем, если кто-то не хочет вылезать из дремучего леса, я тут бессилен. Для остальных - пожалуйста: зимнее видео запуска Datsun Mi-Do с бензиновым мотором 1.6 посредством "ПускАча-10000" при полностью снятых со штатного аккумулятора клеммах. Примечание: чтобы при таком пуске не умер генератор, в машине были включены габаритные огни, ближний свет и вентилятор печки.
Как видите, подобный пуск выполняется элементарно. Более того, обратите внимание, что пусковые обороты двигателя столь же высокие, как при заводке с обычной автомобильной аккумуляторной батареи.
Ну и последний эксперимент - № 5 - использование ПускАча для накачки шин. Вставляем в ПускАч провод с розеткой, к этой розетке подключаем обычный 12-вольтовый шинный компрессор:
Кто-то может возразить: это, мол, что за ситуация такая, когда шинный компрессор надо включать через пауэрбанк? У меня, тем не менее, такие ситуации бывали: наши коллекционные газончики долгое время хранились у официального дилера ГАЗ, на втором этаже автосалона. При этом их шины требовалось подкачивать каждую пару месяцев. И сделать это иначе как при помощи пауэрбанка попросту не представлялось возможным: подключать компрессор больше было просто не к чему. Ну а как работает в паре с компрессором ПускАч-10000, я вам покажу на примере подкачки колеса нашего полноприводного "пазика":
Нужна ли такая штука, как ПускАч, в "домашнем хозяйстве", каждый решает для себя сам. Ни в коем случае не стоит воспринимать ее как альтернативу вышедшей из строя штатной АКБ вашего автомобиля. Нет, сам-то ПускАч вполне позволит вам проездить лишний сезон на старом аккумуляторе (мы в прошлом году сами в этом убедились), и с ним даже ничего от подобного ежедневного использования не случится. Но начинать каждое утро с открывания капота - это как минимум неудобно. Так что ПускАч - это в первую очередь страховка на случай внеплановой разрядки ИСПРАВНОЙ батареи - вследствие длительной стоянки в аэропорту, из-за невыключенной по недосмотру лампочки в салоне или из-за слишком долго игравшей музыки где-нибудь на пикнике... В этом случае подобный пауэрбанк сбережет вам и время, и нервы, и возможно деньги. Знаю, что некоторые мои знакомые, тесно связанные с автобизнесом (в автосервисах и автосалонах) уже перешли на использование подобных карманных батареек, отказавшись от старых громоздких бустеров весом более десятка килограмм. Однако при выборе пускового устройства не забывайте пословицу, что скупой платит дважды: на сей счет тоже могу поделиться опытом (негативным) в комментариях. Что же касается ПускАча-10000, то актуальную цену на него можно посмотреть на сайте компании Battery Service по ЭТОЙ ССЫЛКЕ.