Найти в Дзене
Егор Осипов

Как грамотно обслуживать автомобиль: 8 обязательных операций

Когда стоит действовать превентивно? Большинство производителей, продающих свои автомобили в России, подгоняет ТО к самому распространенному интервалу в 15 000 км пробега. Ведь низкая стоимость владения автомобилем — одно из сильнейших конкурентных преимуществ. Но многие машины эксплуатируются в тяжелых условиях. Поэтому технические жидкости, ремни ГРМ, колодки нужно менять чаще, чем предписывает производитель. Какие условия считаются тяжелыми? 1. Моторное масло: все внимание на пробег Замена проводится по регламенту, если автомобиль передвигается преимущественно по свободным трассам и при небольшой нагрузке. Когда условия далеки от идеальных, менять стоит чаще.  Если автомобиль ездит много, можно, пока он на гарантии, проводить ТО у официального дилера раз в 15 000 км, плюс самостоятельно менять масло каждые 7500 км.  Пробег машины не превышает 7000 км в год? Масляное ТО можно делать один раз за год.  Выбирайте масло с уровнем вязкости по SAE и качества по API или АСЕА не ниже предпис
Оглавление

Когда стоит действовать превентивно?

Большинство производителей, продающих свои автомобили в России, подгоняет ТО к самому распространенному интервалу в 15 000 км пробега. Ведь низкая стоимость владения автомобилем — одно из сильнейших конкурентных преимуществ.

Но многие машины эксплуатируются в тяжелых условиях. Поэтому технические жидкости, ремни ГРМ, колодки нужно менять чаще, чем предписывает производитель.

Какие условия считаются тяжелыми?

  • короткие пробеги (до 8 км); 
  • частые пуски при низких температурах окружающего воздуха; 
  • полная загрузка автомобиля; 
  • частые городские поездки с затяжными пробками; 
  • езда в горах; 
  • высокая запыленность;
  • высокая температура воздуха. 

1. Моторное масло: все внимание на пробег

Замена проводится по регламенту, если автомобиль передвигается преимущественно по свободным трассам и при небольшой нагрузке. Когда условия далеки от идеальных, менять стоит чаще. 

Если автомобиль ездит много, можно, пока он на гарантии, проводить ТО у официального дилера раз в 15 000 км, плюс самостоятельно менять масло каждые 7500 км. 

Пробег машины не превышает 7000 км в год? Масляное ТО можно делать один раз за год. 

Выбирайте масло с уровнем вязкости по SAE и качества по API или АСЕА не ниже предписанных производителем. Если автомобиль ездит много, стоит приурочить смену масла к сезонам. Летом покупайте масло погуще из числа разрешенных, зимой — маловязкое. Обязательно вместе с маслом меняйте фильтр — покупайте оригинальную деталь или от проверенного производителя. 

Частая  замена моторного масла способствует сохранению двигателя внутреннего сгорания
Частая замена моторного масла способствует сохранению двигателя внутреннего сгорания

2. Замена воздушного фильтра: важен не пробег, а моточасы 

Воздушный фильтр надо менять, ориентируясь на его загрязненность, а не на рекомендованные сроки замены. 

В городе пробег автомобиля может быть небольшим, а моточасов мотор отработает много, всасывая гарь от дорожной пробки. Чаще регламента воздушный фильтр меняют жители мегаполисов и те, кому часто приходится ездить по пыльным дорогам.

При замене фильтра нужно очистить полость корпуса и аккуратно установить новый фильтрующий элемент, чтобы не допустить подсоса воздуха мимо фильтра. 

Воздушный фильтр
Воздушный фильтр

3. Свечи зажигания: от времени не портятся 

Преждевременная замена свечей официальным дилером — чистой воды развод. Например, регламентом предписана замена раз в 60 000 км или раз 4 года. Но даже если ваша машина проезжает в год 5000–10 000 км (20 000–40 000 км за четыре года), вам все равно будут навязывать замену свечей на ТО-4.

Но ни керамические изоляторы, ни благородные металлы электродов от времени не изнашиваются. Не ведитесь!

А вот километровый перепробег свечей опасен для машины. Износ свечей, налет на них мешают правильной работе двигателя. Растет расход топлива, могут появиться пропуски зажигания. Возросший искровой зазор приведет к росту пробивного напряжения и, со временем, к повреждению катушки зажигания. А изолятор центрального электрода сильно «уставшей» свечи способен расколоться и повредить цилиндр. 

От свечей зажигания зависит мощность двигателя и расход бензина
От свечей зажигания зависит мощность двигателя и расход бензина

4. Замена ремня ГРМ: лучше перестраховаться 

Эта важная процедура должна осуществляться строго по регламенту. Обрыв ремня приводит к катастрофическим последствиям у подавляющего большинства современных моторов. Даже если машина ездит мало, резина стареет. Не допускайте, чтобы ремень работал более 5–7 лет. 

Зубчатый ремень ГРМ нужно менять примерной каждые 100 тысяч километров
Зубчатый ремень ГРМ нужно менять примерной каждые 100 тысяч километров

5. Регулировка клапанов: на таком не экономят 

Клапаны не стучат? Это еще не гарантия, что все в порядке. У современных моторов зазоры практически всегда постепенно уменьшаются. 

Работа с «зажатым» выпускным клапаном приводит к его прогару или даже разрушению — обломки могут повредить цилиндр. 

Особенно внимательными к зазорам в приводе ГРМ стоит относиться владельцам машин с газобаллонным оборудованием. Темп износа седел и фасок выпускных клапанов у таких моторов примерно в два раза выше.

-5

6. Масло или рабочая жидкость в трансмиссии: вечной быть не может 

Некоторые производители не рекомендуют менять масла или жидкости на протяжении всего срока службы автомобиля. 

На деле компоненты масла или рабочей жидкости со временем окисляются и могут набирать влагу. 

Чтобы сберечь машину, масло в ручных коробках передач и жидкость в автоматических следует менять каждые 60 000 км пробега (в очень тяжелых условиях и чаще). Ездите мало? Проводите замену хотя бы раз в 6 лет. 

Масла в трансмиссиях задне- и полноприводных автомобилей можно менять по регламенту производителя (чаще — при работе в трудных условиях). Ведь в трансмиссиях такого типа обязательно присутствуют гипоидные передачи, которые нуждаются в высококачественной смазке. 

7. Замена салонного фильтра: заодно обработайте и кондиционер

Салонный фильтр обеспечивает водителя и пассажиров чистым воздухом. Если ездите в мегаполисе или в пыльных степях, меняйте его вдвое чаще регламента. При замене постарайтесь очистить пылесосом посадочное место фильтра и подводящий воздуховод. Проведение работы полезно совместить с антибактериальной обработкой испарителя кондиционера. Ведь фильтрующий элемент стоит перед ним по потоку воздуха.

Виды салонных фильтров
Виды салонных фильтров

8. Осмотр ходовой части: при малейших подозрениях на неисправность

Хотя бы раз в год (лучше чаще) диагностируйте автомобиль на подъемнике или смотровой канаве. Если поломка двигателя или коробки передач редко может привести к аварии, то серьезная неисправность практически любого компонента «ходовки» — запросто.

Наиболее ответственно следует относиться к исправности тормозной системы и рулевого управления.

Как можно сэкономить на ТО? 

Если позволяет техническая подготовка, проведите часть работ самостоятельно. Проходите ТО в сервисе, который разрешает привозить свои расходники. 

Но пытаться сэкономить, пропуская ТО, не стоит — потратите гораздо больше на дорогой ремонт