Мне что Корчной, что Карпов – до лампочки, я не знаю, кто из них победил в партии за звание чемпиона мира, вернее, не знал, теперь знаю – Карпов.
В фильме «Чемпион мира» решительно никому нельзя симпатизировать. От Карпов в исполнении Ивана Янковского несет холодком, Корчной в исполнении Хабенского псих, бежавший из СССР из-за недоплаченных ста рублей и зависти.
Признаюсь, поначалу мне нравился Корчной-Хабенский. Мужчина за сорок, немного взбалмошный, но живой, без партийного лоска, надменности, прямой, из низов. Затем режиссер Сидоров и актер Хабенский превратили гроссмейстера, пережившего мальчиком блокаду Ленинграда, в полоумного фрика, таскающего за собой карикатурных магов и колдунов.
Карпов-Янковский полная антитеза Корчному: нахальный, холеный, высокомерный, ему важную телеграмму приносят, когда он играет в теннис. Теннис! Не хватало на противоположной стороне корта Юрия Гагарина (в кино можно все). Деревянный комсомолец с нулем эмоций, кажется, Янковский за два с половиной фильма ни разу не улыбнулся или улыбнулся так, что сразу захотелось расплакаться.
Добил меня Александр Филиппенко в образе дорогого Леонида Ильича. На секунду показалось, что случайно попал на передачу «Большая разница».
Я слишком далек от шахмат, как, полагаю, девяносто девять процентов зрителей «Чемпиона мира». По всем канонам кино, одержать победу должен был бы Карпов, но за него не хотелось переживать, Янковский не вызвал ни грамма симпатии, его потешные войны с партийным начальством и министром спорта только раздражали.
В «Чемпионе мира» больше политики, чем спорта. Но с кем воюем? Выходит, сами с собой. Корчной сбежал из СССР, на турнире представлял самого себя, гражданство другой страны получил спустя десятилетия. Карпов гражданин СССР, формально оставался чемпионом мира, но звание не выиграл, получил чемпионство после отказа Бобби Фишера сражаться за шахматную корону.
Возможно, самое смешное – полностью выдуманная встреча Карпова и Фишера. Не нужно быть знатоком шахмат, дабы помнить, что Фишер был по-настоящему психом, со своими тараканами и выкидывал такое, что хватило на несколько фильмов – «Жертвуя пешкой» один из самых известных. В «Чемпионе мира» Фишер появляется на две минуты и дает Карпову, надо думать, самый важный совет в карьере, эдакий голос разума, что само по себе уже смешно.
Заранее понятно, что фильм с раздутым бюджетом от «Фонда кино» (мы, товарищи, подарили 490 млн рублей – деньги безвозвратно ушли из российской казны) окажется откровенной халтурой, за которую будет стыдно в первую очередь зрителям, а не режиссеру и продюсерам (в их числе Никита Михалков), но каждый раз теплится крохотная надежда, может, сейчас, может, настал тот день, когда русское кино больше не будет прежним. Не вышло.
Картинка «Чемпиона мира» мне понравилась. Богато, очень богато, из экрана так и лезет слово «богато». Было бы еще что снимать, а то бедный оператор - видно по некоторым кадрам - страдал и молил о пощаде.