Надеть дефицитные кроссовки и пойти по городу. Выпить стакан газированной воды с апельсиновым, нет, лимонным сиропом за три копейки. А вечером – в кино. Билеты куплены еще на прошлой неделе. В «Оке» идет двухсерийная фантастика «Через тернии к звездам» с магической музыкой Алексея Рыбникова. Я лично ходил два раза. Это были наши 80-е.
Выставка, открывшаяся 9 февраля в «Фотодоме», заглядывает еще глубже – в 60-е и 70-е годы прошлого века. Ее название: «Пиво с подогревом, или У нас была прекрасная эпоха».
– Выпустив альбом «Непроявленные пленки» с кадрами из моей юности, я не захотел закрывать проект и начал думать, как его видоизменить, чтобы вовлечь своих коллег и представить их серию воспоминаний, – говорит куратор выставки Андрей Карев. – Мы взяли два десятка тем: люди в городе, деревня, туризм, пляж, работа, студенчество, музыка, рыбалка, походы… Отправными точками и временным ориентиром послужили фотокарточки из семейных альбомов. И к этому визуальному документу мы подверстывали художественные снимки известных авторов: Евгения Каширина, Геннадия Шлоева, Гурия Назарова, Игоря Евстифеева, ныне здравствующих Андрея Павлушина, Сергея Романова, Татьяны Исаенко, Анатолия Осипенкова, вашего покорного слуги, всего 39 фотографов, предоставивших 200 работ.
– Наверное, эта выставка одна из самых масштабных за пятилетнюю историю Фотодома…
– И одна самых необычных. Многие кадры рязанских классиков художественной фотографии экспонируются впервые.
Добрый, далекий город детства, где ты? Где твои зеленые улицы, не заставленные машинами, квасные бочки (6 копеек маленькая кружка, 12 – большая), стук футбольного мяча на дворовой площадке, огромные пустыри для игр, манящие громадными буквами афиши кинотеатров, дарующие предвкушение чуда?
– Кстати, фотографии кинотеатра «Ока» мы так и не смогли найти. Думали, он будет вечный, и сделать кадр никому не пришло в голову. И много таких мест «потерялось», – говорит Андрей Борисович.
Но сохранились, к примеру, снимки с автоматами газированной воды. На их фоне Евгений Каширин снял модниц в коротких болоньевых плащах и высокими накрученными прическами. И что же вы думаете? На выставке во Дворце профсоюзов этот кадр запретили. Кому-то из кураторов экспозиции показалось, что модницы смахивают на девиц легкого поведения.
– Я и сам попадал в такую ситуацию, – вспоминает Андрей Карев. – Студентом на картошке ходил снимать сельские ярмарки. На второй или третьей съемке ко мне подошли ответственные лица и попросили убрать фотоаппарат. Уж больно неказисто даже по тем временам выглядела вся эта торговля.
– Андрей, так почему же название такое жизнерадостное у выставки: «Пиво с подогревом, или У нас была прекрасная эпоха».
– А ты послушай. Зима, мороз, мы с друзьями идем на улицу Некрасова попить пиво на открытой веранде. Продавщица наливает его в кружки и спрашивает: «Вам с подогревом?» Конечно! Не май месяц. Тогда она берет тазик с разогретым пивом и доливает из него пенного напитка. Мы счастливы!
– Это, Андрей, как у Аркадия Райкина: пусть будет все, но пусть чего-то не хватает. Не хватало нам красивых вещей, вкусной еды, а вот внимания, пожалуй, хватало. Его было даже с избытком. В школе, институте, на работе заботились о твоем моральном облике, брали на поруки. Мы тогда говорили: какая ерунда, отстаньте! А сейчас люди вымаливают крупицы внимания к себе в социальных сетях, при этом интуитивно чувствуя разлитое вокруг равнодушие и отчуждение. Мне кажется, основное отличие той эпохи от нынешней в том, что мы поставили конкуренцию, успех выше всего остального, выше душевного спокойствия, а это не сделало нас счастливыми. Наоборот, разозлило, ожесточило. И уже не милы нам ни джинсы, ни кроссовки, за которыми когда-то гонялись.
– Я в то время работал в школе, преподавал историю и чувствовал себя морально очень комфортно. Это спокойствие, уверенность нам казались пустяками, но, оказывается, это было главное, что перевешивало многие блага.
Неслучайно, наверное, западная публика безоговорочно влюбилась в советскую черно-белую фотографию, когда открылись границы и фотохудожники поехали друг к другу в гости. Андрей на минуту задумывается.
– Я помню, нас поражало безупречное качество цветных отпечатков иностранных фотографов. А они, как зачарованные, смотрели на наши зернистые снимки, где фактура изображения складывалась из точек, черточек, шероховатостей. Они уже тогда поняли, что в глянце нет жизни. А мы удивлялись: что тут особенного? Всегда так снимали…
Из рассказов Андрея Карева:
• Друзья с Камчатки прислали мне посылку. Знали о моем увлечении рыбалкой и подарили рыбацкую шубу. Долго шла посылка, через всю страну. А когда я ее получил, то оказалось, что шуба сшита на Касимовской фабрике. Мне она так понравилась, что я ходил в ней на работу. Хиповал.
• В Юрмале случайно попал на «Игры доброй воли» и сделал несколько спортивных кадров. Один из снимков победил в конкурсе. Приз – импортные кроссовки. Пошел отоваривать талон на стадион «Спартак». Там удивились моему размеру, но коробку выдали. Так я оказался счастливым обладателем страшного дефицита – кроссовок Adidas. Носил их, не снимая, пока не протерлись.
• В районе радиоинститута нам с парнями пообещали продать джинсы Montana. Ребята наскребли деньги (шутка ли – целая месячная зарплата!) и отправились на сделку. Джинсы выглядели замечательно. У меня денег с собой не было, и я сказал фарцовщикам, что завтра привезу. Ушел без «Moнтaны». А мои друзья вернулись и без денег, и без штанов. В последний момент пакеты им подменили. Вместо денима – упакованные тряпки. А я думал, что такие фокусы бывают только в кино!
Димитрий Соколов
Друзья! Уважаемые читатели "Рязанских ведомостей"! Присоединяйтесь к нашему каналу) Подписывайтесь на канал) Ставьте лайк!
Еще больше новостей и интересных материалов вы найдете на сайте https://rv-ryazan.ru/
Другие статьи Димитрия Соколова здесь.
#рязанские ведомости #выставка #фотографы #рязань #городские истории #ссср #каширин #фотодом #художественная фотография #семейный альбом