Найти в Дзене
Екатерина

Требужены. Старый Оргеев

(глава из моей книги о путешествиях "18 странствий")

Из Одессы мы с мамой вернулись в Молдавию. Дома не сиделось, и мы с другом поехали одним днём в национальный парк в 60км езды от Кишинева. Говорят, что где-то по пути на трассе есть особенное место. Если вылить на асфальт воду, она польётся не вниз, по спуску, а вверх. Визуальный ли это обман, или так и есть, я не знаю. Мы поехали на рейсовой маршрутке, так что у нас не было возможности проверить эти слухи.

В Молдавии еще есть что посмотреть из того, что я никогда еще не видела. Но захотелось снова посетить Требужены, чтобы освежить знакомые эмоции — подняться к монастырю в высоких скалах, увидеть пещеры, насладиться природой, послушать шум порогов. Мы с Пашей шли пешком от речных порогов до монастыря. Это около двух часов не спеша, но мы часто останавливались, дурачились, валялись и курили в траве, поднимались в пещеры, любовались лошадьми и пейзажами, залезали в виноградники, так что наш путь растянулся почти на целый день.

Не знаю, много ли туристов остается ночевать, приезжая сюда, но возможность такая есть. Номерной фонд здесь — комнаты в частных жилых домах, видела стоимостью от 70 евро. За плэчинты и борщ платить отдельно. Пока шли, встретили даже машину иностранцев. Как и мы, они любуются не только природой. Ведь жители этих мест, их дома и быт не менее диковинны. На самом деле, другие сёла в Молдавии также национально самобытны, вот только местные не осознают изюминки.

В прошлый раз я была в Требуженах с одноклассниками, мы провели три ночи в палатках у реки. Мне было лет двадцать. Семь километров до Старого Оргеева, которые мы с Пашей с таким удовольствием шли теперь, в прошлый раз я преодолевала босяком. Мы с ребятами решили в один из дней до ужина прогуляться гористым лесом к монастырю. Меня предупреждали, чтобы я обула что-то посерьезнее для похода, но в шлепанцах мне правда казалось удобнее всего. Может быть даже у меня ничего больше и не было с собой, я не помню. В общем, коварная пляжная обувь порвалась на обратном пути в лагерь. Темнота, острый щебень под ногами — казалось, дорога не закончится никогда. Я с мучением и завистью смотрела на обладателей кроссовок с носками в ту ночь и думала, отчего же никому не приходит в голову мне предложить носки, которые могли бы как-то облегчить мою участь. Уж точно никогда не забуду этот путь. Оставшееся время в лагере, а затем и поход до маршрутки я передвигалась только силой воли — не хотелось терять лицо перед друзьями. Вернувшись домой, я густо-густо промазывала испорченные стопы жирной мазью BoroPlus, заворачивала в полиэтиленовые пакеты, а сверху надевала носки. Ноги были изрезаны острыми камнями так сильно, что я еле по квартире ходила и с неделю преимущественно лежала.

Требужены всегда были очень любимы учениками нашей школы. Сюда приезжали, чтобы участвовать в сплавах по реке. Я была в школьное время большая домоседка, меня никуда не пускали. Только учась в институте я смогла составить компанию в Требужены и слушала воспоминания у костра о том, как было раньше. Ребята уже тогда считали, что быт жителей села кардинально меняется.

— Сыр домашний, брынзу продавали по четыре лея за большую головку. Сейчас пятнадцать евро за кило. Все же стали ездить в Европу на заработки. Старикам и детям шлют деньги. Раньше про спутниковое ТВ в этой деревне не то, что не мечтали, а не знали! А теперь в каждом доме тарелка. Мы раньше, как сейчас, в палатках приезжали, сельские подростки приходили убирали у нас в лагере, мы им платили за уборку, мытьё посуды и готовку. Всего по 1—2 евро за выходные дни. Теперь не то что за какие-то деньги, а вообще невозможно говорить о том, чтобы школьники согласились, как раньше, на подработку.

Смотровые площадки Старого Оргеева
Смотровые площадки Старого Оргеева

Я как раз пересказывала Паше впечатления одноклассников, как нас догнал мужчина. Он предложил брынзу. Дал попробовать и сказал, что если нам нравится, он довезёт сколько мы хотим. Но чтобы мы не передумали, он просил деньги вперед. Брынза была вкусная, я-то не любитель, а Паша попросил килограмм, кажется. Мы пошли дальше, потому что мужчина обещал догнать нас на мотоцикле. Собственно, на нем он к нам и подъехал. В общем, мы дошли уже и до монастыря, и там всё исходили, и на остановке сели ждать маршрутку на Кишинев, а мужчина с брынзой так и не появился. Так что можно сделать вывод, что брынза уже не только подорожала с тех пор, как мои друзья школьниками ездили сюда в палатках, но ещё и стал процветать развод туристов. Было очень обидно. Вообще, неприятно, когда красивое путешествие омрачается недобросовестным представителем местной среды. А так порой бывает.

Тем не менее, день был незабываемым. Мы полюбовались гористой местностью, Реутом, молдавской деревней, срывали в полях грозди пыльного липкого винограда, видели, как вечером монахи зажигали свечи в скальном монастыре, прошли его насквозь и вышли в одну из дверей — в келью, вытесанную в скале у обрыва. Мы смотрели вниз, у нас захватывало дух и мы понимали, что может быть, легенды не врут и что когда-то давным-давно здесь действительно было море…

-3