Найти тему
Что новенького?

Имеет ли право сотрудник ДПС требовать сесть в патрульный авто в 2022 году? Можно ли отказать?

С требованием сесть в патрульную машину при общении с инспекторами ГИБДД сталкивался практически, каждый, причем произносят они его максимально буднично, что не вызывает никаких подозрений у водителей. Но насколько данное требование законно, и как его расценивать рядовому автомобилисту?

Большинство людей внутри автомобиля ГИБДД оказываются в сложной эмоциональной ситуации, чем и стремятся воспользоваться сотрудники МВД. Практика показывает, что существует три основных причины, по которым от водителя требуют пройти в служебную машину:

  • Стремление договориться с водителем «полюбовно». Отсутствие посторонних лиц и невозможность записи разговора на штатные регистраторы автомобиля гражданина позволяют практически открыто предлагать договориться на месте, а вероятность, что водитель согласится, становится значительно выше.
  • Прессинг. В условиях дискомфорта от непривычной обстановки водитель значительно быстрее соглашается с вменяемым ему нарушением, подписывает протокол или идет на контакт для «полюбовного» решения вопроса. Особенно эффективна данная модель воздействия при наличии в машине двух сотрудников ДПС.
  • Отсутствие свидетелей. Оставаясь один на один с водителем, инспекторы чувствуют себя значительно уверенней, совершенно по другому выстраивают свою модель поведения, недоступную при общении на улице.

Рассматривая общение с инспектором ГИБДД, необходимо осознавать, что наличие большого опыта подобного взаимодействия и хорошее знание ПДД ставит сотрудников МВД в выигрышное положение, и подавляющее большинство простых автовладельцев в дискуссии уступит требованиям представителя власти.

Как себя вести в такой ситуации?

Выстраивая свою линию поведения, необходимо понимать, что ведомственный приказ №664 (ст. 93), являющийся регламентом действий сотрудников ГИБДД, позволяет лишь предложить, но не требовать пройти в патрульную машину. Таким образом, гражданин имеет законное право отказаться от него, и даже не выходить из собственного транспортного средства.

Если инспектор планирует выписать протокол, в качестве альтернативного варианта можно предложить схему, при которой он в патрульном авто выпишет бумагу, а вы потом ее подпишете. В данном случае нормы закона нарушены не будут, а при наличии неблагоприятных погодных условий на улице (снег, дождь, мороз, сильный ветер) это будет еще и разумное предложение.

Так же следует учитывать, что закон предусматривает лишь 2 основания, при которых инспектор ДПС вправе требовать от водителя выйти из машины - это задержание и досмотр авто. В каждом случае должны быть веские основания.

Учесть необходимо и тот факт, что водитель имеет право отказаться от подписи протокола, если он не согласен с позицией сотрудника ДПС, и не признает себя виновным в совершенном нарушении ПДД. В этом случае в протоколе существует отдельное место, где гражданин указывает свое несогласие. Это поможет в дальнейшем обжаловать постановление об правонарушении, если имеются основания полагать, что оно не обоснованно.

Спасибо за внимание! Если статья была интересна, полезна - ставьте "палец вверх". Всем добра!