После того, как мы поговорили о блоках Дьенеша, было бы несправедливо промолчать о таком замечательном наглядном пособии, как цветные счётные палочки Кюизенера.
Эти два набора прекрасно дополняют друг друга.
Сегодня расскажу чуть подробнее о палочках и их изобретателе.
Поделюсь опытом использования данного материала в играх с дошкольниками и младшими школьниками.
ТАК КТО ЖЕ ТАКОЙ КЮИЗЕНЕР?
Эмиль-Жорж Кюизенер был... бельгийским учителем. Как сказали бы мы сегодня, педагогом-новатором. Он много лет преподавал в начальной школе, наблюдая за формированием интеллекта младших школьников. То, что сегодня мы называем счётными палочками Кюизенера - результат его опыта и наблюдений.
СТЕРЖНИ КЮИЗЕНЕРА
Интересно, что палочки - это изначально вовсе и не палочки, а цветные картонные полоски разной длины, с помощью которых можно было наглядно и просто объяснить основы математики. Например, дроби.
Кюизенер издал брошюру "Числа и цвета", в которой рассказал о том, как следует работать с детьми, применяя его метод стержней. Это было в далёком 1951 году.
С того момента картонные полоски успели трансформироваться в приятные для детской ладошки цветные брусочки (у нас они пластмассовые). А ЮНЕСКО рекомендовала реформировать программы изучения математики с учётом метода Кюизенера!
БЛИЖЕ К ДЕЛУ
В наборе представлены брусочки 10 цветов. Каждому соответствует своя длина. Каждый следующий брусочек (палочка) на единицу длиннее предыдущего.
Немаловажно, что в набор входят иллюстрированные методические рекомендации по работе с пособием. Так что родители, немного вникнув в вопрос, смогут направлять исследовательскую деятельность детей.
В том, что простор для исследований довольно велик, сомневаться не приходится.
От выкладывания по образцу простейших изображений до занимательного и наглядного освоения умножения и деления, понятия площади, изучения целых и дробных чисел.
КАК ИГРАЮТ ДОШКОЛЯТА
Знакомство с палочками мы начали с выкладывания картинок по образцу. Здесь вновь пригодились альбомы с заготовками.
Особенно мне понравилось, что в альбомах "Дом с колокольчиком" и "Волшебные дорожки" даны разнообразные дополнительные задания.
Я бы назвала замысел авторов альбома"Дом с колокольчиком" путешествием по страницам сказок. Ребёнок не просто выкладывает картинку - он вспоминает сказку (а если сказка для малыша новая, появляется прекрасный повод с ней познакомиться).
"Эффект дополненной реальности": картинка становится объёмной благодаря усилиям малыша.
Следующий этап - создание "3 D моделей " без привязки к каким-либо заготовкам: здесь сплошной полёт фантазии. Колодец, диванчик, стул... Чего только не было воплощено!
Понятия "длинный -короткий", "длиннее-короче" визуализируются в игре, легко и ненавязчиво. Подбор подходящих цветов также становится органичной частью учебно-игрового процесса.
ЧТО ПОЛЕЗНОГО ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Мне понравилось объяснять азы умножения и деления с использованием этих палочек. Причём нет необходимости ждать, когда соответствующие темы будут изучаться "по программе" в школе.
Ловим пробудившийся интерес - откликаемся на него (благо, наглядный материал уже под рукой, такой понятный и уже знакомый). И тогда семена знаний ложатся на благодатную почву детской заинтересованности.
Придумывайте свои игры и задания. Желаю вам и вашим детям интересных и ярких совместных открытий!
#страна детлания поделки и развитие