Меня часто спрашивают, на что мы обращаем внимание в Delphi Ventures при изучении новых инвестиционных проектов.
В идеале было бы круто иметь бесконечное время, чтобы тщательно проверять каждый проект и основателя.
Но развитие индустрии происходит быстрыми темпами и при инвестировании в криптовалюту и DeFi у нас не остается другого выбора, кроме как проверять проекты на лету.
Давайте я вам покажу, что действительно важно.
Прошу заметить, что это далеко не исчерпывающий список, но я обращаю пристальное внимание на 4 ключевые области в новом проекте:
- Команда
- Комьюнити
- Продукт
- Токеномика
Основатели
Основатели — это источник жизненной силы и энергии, стоящий за каждым проектом.
В условиях невероятной скорости развития криптоиндустрии, способность основателей оставаться активными, постоянно преодолевая препятствия, имеет жизненно важное значение для успеха.
Им необходимо уметь рассказывать запоминающуюся классную историю, чтобы завоевать доверие и любовь своего сообщества, а также иметь в арсенале технические навыки (или они должны быть у соучредителя или у проекта должна быть возможность нанять кого-то с такими навыками), чтобы превзойти конкурентов.
Мы можем привести множество примеров проектов, которые были основаны анонимами: Bitcoin, Thorchain, Tezos, Saffron и т.д.
Но наличие открытой команды у проекта намного важнее, потому что им есть, что терять, и они не могут просто упаковать вещи и свалить в туман.
Есть и исключение из этого правила. Это, когда для успеха проекта, необходимо раздвинуть существующие границы.
Для этого требуется анонимный основатель.
Анонимные основатели могут выйти за рамки текущего регулирования, ограничивающие публичных основателей.
Однако следует проявлять особую осторожность в работе с ними и четко понимать их историю и мотивы.
В какой-то момент по мере роста проекта основателем нужно взять ручку и уволить самих себя.
Тем самым они передают проект в руки замотивированного сообщества, которое может обеспечить будущее проекта и развивать его быстрее, чем один или несколько основателей когда-либо смогли бы.
Виталик создал Ethereum и никогда не называл себя CEO, тем самым открыв двери и свои объятия для неизмеримого числа проектов и команд, которые развивают платформу дальше.
Каин из Synthetix публично продемонстрировал, как его власть ослабевает, позволяя сообществу перенять инициативу и продвигать проект вперед. И он рад этому.
Показательный пример был, когда Каин был против снижения коэффициента залогового обеспечения в Synthetix, но сообщество все равно приняло это предложение.
Общее правило в том, что следует избегать основателей с манией величия и зашоренным туннельным видением.
Продукты
Продукты, которые кажутся настолько крутыми, что у вас горит в одном месте от желания рассказать всем своим друзьям, — это те продукты, в которые вы вложите все, что у вас есть.
Успешные команды добавляют новый код на постоянной основе ради достижения совершенно новых идей. Неудачные команды "копипастят" код и всегда в положении догоняющего.
Сложно внедрять инновации, когда вы постоянно заняты тем, что жмете control-c, control-v и выкладываете твиты о том, что ваш проект — лучшая версия проекта X.
Лучшие команды добавляют код, который в состоянии удовлетворить существующие потребности или хотя бы отдаленно похож на то, что нужно рынку по мере его развития.
Например, Alpha Homora построила всю свою стратегию вокруг нишевых проектов DeFi (фарминг с кредитным плечом, бессрочные контракты и многое другое) и за три месяца TVL вырос до $850 млн.
Yearn вошел в историю, автоматизировав фарминг и хранилища для своих пользователей.
Оба этих проекта направлены на удовлетворение потребностей рынка (фарминг с левереджем и автоматизация), и люди ими готовы пользоваться (а в некоторых случаях и злоупотреблять).
Эти команды разрабатывают новый код и продолжают работу. Нет предела совершенству. С точки зрения проекта, совершенство — процесс постоянных улучшений и разработок.
И с другой стороны — команды-чемпионы по копипастингу, которые максимум, что сделали, так это изменили пару цифр (Лайткоин).
Большинство проектов первого слоя, которые собрали миллиарды в период с 2017 по 2019 год, не придумали план, как обойти сообщество Ethereum.
Все, что у них было, — масштабируемость, которой никто не пользовался.
Общее правило в том, чтобы найти тех, кто создает новый и классный код. Вряд ли он сразу будет идеальным, но новые идеи повышают ценность, а скопированные вызывают скуку.
Комьюнити
Комьюнити — это пульс проекта.
Я частенько спрашиваю основателей, подозревали ли они, что в первые дни жизни своего проекта им в основном придется быть представителями службы поддержки клиентов, и многие этого не ожидали.
Активность сообщества — универсальная проверка сердцебиения проекта в момент развития или спада, так как сейчас проект и есть само сообщество.
Если можно было бы дисконтировать сообщество, то можно было бы больше не придумывать другие инструменты оценки криптоактивов.
Когда все сводится к продукту, создать сообщество непросто, поскольку люди хотят понимать, что они поддерживают передовой проект. Им важно делиться своим энтузиазмом, особенно с помощью мемов.
Отличный проект также привлекает умных людей (разработчиков, финансистов, маркетологов и т. д.), которые будут взаимодействовать с продуктами и самим проектом.
Виталик создал Ethereum, но две дюжины команд работают над вторым слоем. Андре создал Yearn, но Бантег и команда добавили огромную ценность.
Мы будем говорить про токеномику в следующем разделе, а здесь заметим, что токен и стимулирование — ключ в построении сообщества (годовой вестинг наград SNX — отличный пример).
Основателям надо быть внимательными к своим сообществам, а члены сообщества должны быть уверены, что их отзывы и комментарии будут восприняты всерьез.
Важно, чтобы члены сообщества чувствовали себя частью проекта, и так же важно, чтобы проекты развивались.
С течением времени сообщества тоже должны развиваться.
На примере сообщества Yearn я могу сказать, что из сообщества образца лета 2020 года "лишь бы YFI подорожал" оно доросло до работы над новыми хранилищами, переосмыслив финансы за считанные месяцы.
Компании Yearn удалось изменить взгляд сообщества на введение дополнительного предложения токенов, которое направлено на будущее развитие проекта.
Кроме того, сообщества должны быть инклюзивными. Исторический пример — это то, как сообщество Ethereum приветствует новых разработчиков с распростертыми объятиями, а Bitcoin воспринимался как нечто более эксклюзивное, поскольку на нем сложнее строить. Как итог сообщество разработчиков меньше.
По сути, если что-то сложно делать, то это не означает, что это непременно нужно делать. На Ethereum есть сотни замечательных проектов DeFi, которые не могут быть построены в сети Bitcoin.
Недавний пример — это SushiSwap и Uniswap.
1-й открыт для сообщества, а 2-й задрал планку минимального количества токенов (нужно холдить 1 млн UNI чтобы внести предложение) для возможности участия в голосовании.
Так что сообщество двинулось туда, где они могут на что-то повлиять. И это Sushiswap.
Да, Uniswap опубликовал свою работу на весь мир, но это была игра в одни ворота, так как простые пользователи ничего не могут сделать со своей стороны.
Uniswap растет со скоростью, с которой он может нанимать новых сотрудников, а Sushi растет со скоростью, с которой он может стимулировать свое сообщество.
Членам сообщества нужен рост. Хоть мы здесь и ради технологий, но обогащение ранних последователей может стать большим шагом для постоянной поддержки проекта с их стороны.
Джо Любин построил ConsenSys (и большую часть ключевой инфраструктуры Ethereum), продвигая Ethereum вперед, а Mehow развил сообщество Thorchain.
Ни тот, ни другой изначально не изобретали проекты, в которых преуспели.
Токеномика
Токеномика чрезвычайно важна для успеха проекта и его сообщества.
Способность проекта создавать ценность и его способность сохранить эту ценность — две совершенно разные вещи.
Как правило, они совпадают, если основатели думают об обоих вместе (токен играет решающую роль в моем протоколе), а не о том, как прикрутить полезность.
Если проект не может сохранить ценность с помощью своего токена, то это, как правило, бомба замедленного действия, потому что успех многих проектов зависит от стоимости его токена (казначейские запасы, использование и принятие токена, ценность токена с точки зрения безопасности ноды и т. д.).
Кроме того, сложно привлечь сообщество, когда за ценность, которую они помогают создавать, нет вознаграждения в виде развития и роста токена.
Найдется много примеров токенов, которые стали успешными за счет того, что сохранение ценности было заложено с самого начала (RUNE нужен в пулах в качестве парного актива) или добавлены позднее (получение части комиссий Uniswap).
В качестве неудачного примера можно упомянуть Gnosis.
У проекта большой набор потрясающих продуктов, и в Gnosis safe лежат активы на сумму более $1 млрд, но сохранение ценности токенов весьма ограничено.
Общее правило в том, что надо быть уверенным в важности токена для проекта и что он используется для поощрения правильных действий.
Токен становится ценным по разным причинам (права на комиссии, права на казну, решающий экономический фактор для самого проекта и др.).
Нет универсального способа добавить ценность токену, т.к. все зависит от конкретного проекта.
Например, стейкинг подойдет для Ethereum, сборы подойдут для SushiSwap, а актив для пула подойдет для Rune.
В токеномике следует обращать внимание и на другие важные вещи:
- Вестинг токенов для команды;
- Использование токенов из казны, т.е. они не лежат мертвым грузом;
- Как управляется казна: одним ключом основателя или набором ключей;
- предусмотрено ли дополнительное вознаграждение для держателей токенов помимо использования собственного токена проекта.
Т. е. у RUNE есть комиссии от сделок с любым активом, в Uniswap есть комиссии от множества активов, а сборы в Yearn взимаются с пользователей хранилища.
Таким образом у владельцев токена есть дополнительное вознаграждение от денежных потоков внутри проекта.
С точки зрения венчурных капиталистов, не каждому проекту для успеха требуется токен.
И, хотя у таких проектов, как Zapper и DeBank (двух портфельных компаний DV) есть такая опция, им не обязательно связывать ценность проекта с токеном.
Как бы то ни было, чем дольше проект растет без токена, тем больше возможностей для роста сохраняется при выпуске токена. Главное не прошляпить адекватный момент для выпуска токена.
Выпуск проекта в мир супер важен, так как у вас есть всего один шанс произвести первое впечатление. Выявление основных клиентов в ходе мощного релиза необходимо, так как это позволяет действовать заблаговременно.
Лучшие релизы изначально позиционировались как VIP-клуб (закрытая бета-версия только для приглашенных или discord), а затем быстро выходили в мир, чтобы любой желающий мог принять участие.
Для проектов массового запуска свойственен определенный шарм. В них пользователи получают чувство сопричастности в отличии от проектов, финансируемых исключительно венчурным капиталом.
Надо признать, что в криптовалюту многие пришли как за технологиями, так и за деньгами. Так что проекту стоит использовать корыстный капитал на ранних стадиях для достижения своих целей.
Это могут быть высокие вознаграждения за фарминг, для запуска первоначального принятия. Но надо быть уверенным, что вы не раздадите все слишком рано, иначе придется искать дополнительные средства.
Общее правило в том, чтобы находить ранние запуски, которые направлены на распространение чего-то хорошо продуманного. Избегать те проекты, единственная цель которых — поднимать цену своего токена.
Первое останется, а второе — сдуется.
Уверенность всегда зарабатывается, ее никто не подарит. Все свойства проекта, основателей, продуктов и токенов связаны между собой.
По мере того, как вы взаимодействуете с проектом, и сам проект начинает приносить (или не приносить) плоды, ваша убежденность будет расти и вам уже будет комфортно увеличить свою позиции.
Если вам интересно узнать об этом побольше, послушайте Яна Касселя, чей успех стал возможным благодаря усреднению позиции в успешных проектах.
Убежденность ведет к концентрации, которая определяет возможность создания позиций, меняющих жизнь, и ведет к созданию огромного богатства.
Вложение 1-2% ваших денег (при условии, что вы только начинаете) во флаер не изменит вашу жизнь, так как размер слишком мал.
Кроме того, его обозначение как “флаер” демонстрирует, что вы легко избавитесь от него, если подвернется что-то другое.
На пути к успеху всегда будет несколько размытых поворотов, но благодаря логике можно прояснить картину.